О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

ЧАЙ, ВИНО, ПОЭЗИЯ

31 января – 22 марта 2015

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока

Виртуальная выставка

Столик-поднос с бутылью и чарками для сакэ. Япония, 1957 г.
Дерево, резьба, лак. В. 10; дм 30 см

Чай и вино появились в глубокой древности и со временем покорили весь мир. Люди, собиравшиеся за столом за этими благородными напитками, принадлежали к разным народам, исповедовали разные религии, говорили о самых разных вещах, пели песни и читали стихи. Основываясь на уникальных произведениях из своего собрания, Музей Востока представит культуру чая и вина Китая, Японии, Средней Азии и Кавказа – именно тех регионов, где эти напитки нашли свое самое яркое и высокое проявление. Уникальная по своему замыслу и содержанию выставка будет состоять из нескольких тематических разделов:

Чай и вино в Китае

Как известно, Китай – родина чая. Уже в III тыс.до н.э. Шэнь Нун – император легендарной династии Ся – попробовал заварить лист чайного куста. С тех пор напиток стал непременным атрибутом жизни этого народа. С незапамятной древности китайцы знали и секреты приготовления вин из зерна, цветов и фруктов. Однако только в эпоху раннего Средневековья в Китае появилось виноградное вино.

Чаша с крышкой. Китай, конец XIX в. Фарфор, глазурь, роспись эмалями, позолота. В. 9,3; дм 11 см

Скульптура «Бодхидхарма» Китай, конец XIX в. Керамика, лощение, глазурь. В. 14,2; ш. 11,5 см


Бодхидхарма (кит. Дамо, яп. Дарума) – первый патриарх чань-буддизма в Китае. Согласно традиции, святой прибыл из Индии в Китай в 470-е гг. и поселился недалеко от древнего города Лоян, где основал ставший впоследствии знаменитым монастырь Шаолинь. Дамо изображен в виде индийского проповедника в красном плаще, который покрывает его голову.

Строгое соблюдение традиций и особое отношение к образованным, ученым людям привели к тому, что распитие чая или вина превратилось в своеобразный ритуал, включавший состязания в поэзии, живописи и каллиграфии.

На выставке будут продемонстрированы кубки для вина династии Чжоу, а также средневековые атрибуты (чаши, чайники, наборы для каллиграфии), сопровождавшие застольные беседы китайских интеллектуалов.

Чай в Японии

Чай и чайные традиции проникли в Страну восходящего солнца вместе с буддийскими монахами из Китая. Это определило религиозный характер чаепития, которое со временем оформилось в сложный ритуал. Выставка познакомит с атрибутами нескольких основных школ чайной церемонии современной Японии, раскрывающими основные принципы дзен-буддизма, среди которых – нарочитая грубоватость, простота формы и декора, рукотворные «дефекты» производства, придающие каждой вещи неповторимую индивидуальность.

Огата Корин (1658–1716). Чайница нацумэ
Дерево, золотой лак, перламутр,
роспись, инкрустация. В. 9; дм 9,2 см

Хоннами Коэцу (1558–1637) Тяван ака-раку (красный раку)
Япония, XVII в. Керамика, глазурь. В. 8,5; дм 12 см

Вино на Северном Кавказе и Средней Азии в эпоху Античности и Средневековья

Трудно сказать, где и когда зародилось виноградарство, давшее начало изготовлению напитка из перебродивших виноградных ягод. Однако археологические исследования показали, какое огромное влияние оказала греческая культура на народы Северного Кавказа в эпоху Античности, в том числе и в отношении вина. На выставке будут показаны шедевры музейной коллекции – ритоны – специальные сосуды для вина, изготовленные в иранском мире и материковой Греции; греческие скифосы и килики (чаши для вина), а также их местные подражания, созданные мастерами меотских племен, населявших Северный Кавказ во второй половине I тыс.до н.э.

Кувшин чойджуш для кипячения воды Средняя Азия, Бухара, XIX в.
Медный сплав, литье, чеканка, гравировка, резьба на проем. В. 35 см

Чайник чойнак Средняя Азия, Бухара, XIX в.Медный сплав, литье, чеканка, резьба на проем, клепка, гравировка. В.21,7 см

Вино в Грузии: от древности к нашим дням

Знаменитое грузинское застолье, восходящее к глубокой древности, стало благодатной темой для художников и поэтов. Яркий пример того – работы гениального тифлисского живописца Нико Пиросмани, часто писавшего сцены духовного единения людей за трапезой. Украсит выставку его картина «Кутеж».

Сосуд каркара для вина Грузия, XIX в. Серебро, штамп, литье, чеканка, гравировка, насечка. В. 31; дм 13,5 см

Н. Пиросманашвили Кутеж 1905-1907 гг.
Клеенка, масло. 177х113 см

Сосуд каркара, выполненный в серебре, отличается необычной формой горла. Когда вино сквозь перевитые трубочки, находящиеся внутри горла, выливают в чашу, возникает мелодичный звук, напоминающий воркование голубя. Говорят, что такой кувшин «поет».

Чайхана в Средней Азии

В Средние века через эти области, лежавшие на Великом Шелковом пути, шли караваны из Китая. Среди товаров восточных купцов, конечно же, был и чай. Но лишь в XIX в. напиток получил настоящую популярность. К этому времени чайхана стала колоритной и неотъемлемой достопримечательностью туркестанского города. Символ Средней Азии нашел свое отражение в творчестве многих известных художников, картины которых будут представлены на выставке. Живописные полотна дополнят произведения декоративно-прикладного искусства: медные чайники, кувшины для кипячения вина, кузнецовский и гарднеровский фарфор, вошедший в быт Туркестана на рубеже XIX-XX вв., керамика местного производства, вышитые мешочки для чая и многое другое.

У. Тансыкбаев (1904–1974)
Портрет Ташкенбаева (Портрет узбека)
1927 г. Холст, масло. 98х70 см

А. Волков (1886–1957)
Чайхана с кальяном 1927 г. Холст, темпера, лак


В рамках этого масштабного проекта пройдут чайные церемонии и другие мероприятия, связанные с культурой чая и вина.

Кураторы выставки: Тигран Мкртычев, Екатерина Ермакова