О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

Мелодии Тувы


10 ноября – 22 ноября 2017

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока


Камерная выставка
Из серии выставок «Музей Востока открывает фонды»


Резьба по агальматолиту – наиболее известное направление народного тувинского искусства. Агальматолит (по-тувински чонар-даш – «режущийся камень») – наиболее мягкий и поэтому идеальный для камнерезного искусства минерал, поддающийся обычному ножу. В Бай-Тайгинском районе Тувы (Республика Тыва) находится легкодоступное месторождение агальматолита – самое большое в России. Тувинский агальматолит в основном светло-серого и желто-серого цветов, хотя встречаются камни иной расцветки (желтые, темно-серые, красные). Тувинские художники используют и серпентинит – несколько более твердый темный минерал.

За более чем сто лет развития искусство резьбы по агальматолиту прошло сложный путь. В целом оно эволюционировало от обобщенных, статичных, лишенных детализации фигур до выразительных и динамичных скульптур и многофигурных композиций, которым свойственна богатая декоративная разработка. Сюжетные композиции и образы приобретают своеобразную легкость, игривость, порой доходящие до гротеска.

Чрезвычайно богата и разнообразна звуковая культура тувинцев. Она включает в себя искусные имитации голосов домашних животных, зверей и птиц, звуков окружающей природы; трудовой и обрядовый фольклор; песни разных жанров; своеобразное и даже таинственное для непосвященного слуха горловое пение хоомей; а также игру на традиционных музыкальных инструментах. Всю богатую полифонию тувинской культуры непостижимым образом мастерам-скульпторам удается передать в камне. Здесь и ласковые напевы матери своему ребенку, и веселые застольные песни друзей, топот копыт и крики погонщика, магические звуки шаманского бубна. Мальчик, сидя верхом на верблюде, играет на игиле. Игил (эгил) – двухструнный смычковый инструмент, его тембр характеризуется сочной, бархатной, теплой звучностью с налетом некоторой сентиментальности, а отсюда и приглушенной страстности.

А вот и целый музыкальный ансамбль: юноша в национальном костюме верхом на верблюде, исполняющий горловой напев под аккомпанемент традиционного музыкального инструмента чанзы (шанзы). В противоположную сторону от главного персонажа направлено движение оленя и яка, на которых сидят соответственно девушки с флейтой лимби и хомусом. В их мелодию вплетается шум ветра и ржание коня и даже резвый лай щенка… Тува поет!

Куратор: Нонна Альфонсо


Монгуш М. О.
Скульптура «Мелодии Тывы»
Тува. 2004 г.
агальматолит, резьба
Из коллекции ГМВ


Хертек А. А.
Скульптура «Шаман»
Тува . 2007 г.
агальматолит, резьба
Из коллекции ГМВ


Дойбухаа Р. Д.
Скульптура «Мальчик-всадник»
Тува. 2007 г.
агальматолит, резьба
Из коллекции ГМВ


Кужугет К.К.
Скульптура «Мать»
Тува. 1989 г.
агальматолит, резьба
Из коллекции ГМВ