О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

Награда победителю – Панафинейская амфора


21 ноября – 18 декабря 2017

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока


Из серии выставок «История одного экспоната»

Среди керамических изделий в собрании Государственного музея Востока особый интерес представляет чернофигурная панафинейская амфора. Такими амфорами, наполненными оливковым маслом, награждались атлеты, победившие в состязаниях, проводившихся в Афинах в честь богини – покровительницы города. Каноническая форма и декор этих сосудов были установлены в архаический период (около 530 г. до н.э.) и оставались неизменными на протяжении нескольких веков. Со временем изменялись как пропорции сосудов, так и стиль росписи, причем угасшая к середине V в. до н.э. чернофигурная техника росписи сохранялась только на призовых амфорах Панафинейских состязаний. Пропорция сосуда и стиль исполнения росписи указывают на принадлежность амфоры к V в. до н.э. Фигура Афины – традиционный объект размещения на одной стороне. Она всегда передана в воинственной позе между колоннами с петухами – символами боевого духа. На оборотной стороне сосудов изображалась сцена из игр (вид состязаний), выполненная также в чернофигурной технике, но в манере современного тому времени искусства. Наша амфора являлась наградой атлету – победителю в соревнованиях в беге на длинную дистанцию среди мужчин. Победитель изображен в центре, между фигурами двух атлетов, бегущих в другую сторону. В древности стадиум был не овальным или круглым, а имел форму прямой дорожки состолбом на ее конце. Бегун по достижении этого столба огибал его и бежал в обратном направлении.

С начала V в. до н.э. амфоры расписывались мастерами, работающими в новой краснофигурной технике, соответственно которой меняется стиль росписи. Лавровая ветвь, нанесенная белой накладной краской при переходе от горла к плечикам, – украшение, типичное для времени краснофигурного стиля, хотя и редко использовавшееся на панафинейских амфорах. На щите Афины сохранилась деталь, которую можно рассматривать как знак мастера. Это Горгонейон, окруженный гравированной линией и пурпурными пятнами. Эту эмблему использовали два художника: Берлинский Мастер и его ученик и последователь Мастер Ахиллеса. Почерк мастера – единственно ему присущая манера передачи образа, когда несколькими линиями создается впечатление объемности тела, – указывает на исполнение росписи уляпской амфоры аттическим Мастером Ахиллеса во второй половине V в. до н.э. (не раньше 440 г. до н.э.).


Панафинейская амфора
Республика Адыгея, Красногвардейский район, аул Уляп, Уляпский могильник, курган 4, ритуальный комплекс
2-я половина V в. до н.э.
глина, гончарный круг, обжиг, черный лак, накладные краски (белая, пурпур)