О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

Пронзённый стрелой. Легенды, ожившие в глине


23 ноября – 13 декабря 2017

Министерство культуры Российской Федерации Государственный музей Востока

Из серии выставок «История одного экспоната»

Экспонирующаяся коллекция миниатюрной глиняной пластики поступила в музей после прошедшей в 1973 году выставки «Народные ремесла Бирмы» как дар Министерства культуры Социалистической Республики Бирманский Союз, как тогда называлась Мьянма. Раскрашенные скульптурные композиции происходят из Пагана – города, который местные жители называют художественной сокровищницей страны, а туристы – «восьмым чудом света». Здесь в XI – первой половине XIV века, когда Паган был столицей одного из крупнейших государств в Юго-Восточной Азии – Паганского королевства, сформировалась и достигла высокого расцвета национальная культура. Здесь был утвержден в качестве государственной религии буддизм тхеравады (южной ветви учения Будды). За короткий срок в столице было построено около трех тысяч буддийских ступ, храмов и монастырей, типы которых стали основой дальнейшей эволюции мьянманского зодчества. Получили развитие и различные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Миниатюрная пластика Пагана представляет одну из интересных граней скульптурной традиции, восходящей к древнему гончарному ремеслу. Изначально она была связана с языческим обычаем поклонения изображениям божеств и духов-натов, сделанным из необожжённой глины и раскрашенным от руки. Позднее таким способом стали создаваться статуэтки знаменитых королей, военачальников, героев народных сказаний. Но чаще всего это были персонажи джатак – легенд о предыдущих рождениях Будды Гаутамы, создателя буддийского учения. В книгу «Джатака», являющуюся частью свода священных буддийских текстов «Типитака» (Три корзины мудрости), включено 547 джатак. И именно в Пагане можно увидеть сцены из всех этих легенд, запечатленные на терракотовых таблицах, которые обрамляют ступенчатые основания и перекрытия больших ступ и храмов. А на самой почитаемой ступе Швезигон (XI в.), в реликварии которой хранится зуб и кость самого Будды, таких таблиц 550, так как в бирманский свод было добавлено еще три истории.

Последние десять канонических джатак образуют «Маханипатту» – цикл рассказов о великих рождениях Будды, самых популярных в буддийских странах Индокитая. Три джатаки этого цикла иллюстрируют выполненные в 1960-х годах паганскими мастерами экспонирующиеся скульптуры. Каждая из них имеет небольшую подставку, на которой помещена надпись на бирманском языке, сообщающая сюжет или имя изображённого персонажа. Четыре композиции посвящены самой трогательной истории цикла – джатаке о Туванне (Сама-джатака). В ней говорится, как когда-то детей вождей двух селений в царстве Варанаси сочетали браком против их воли. Но они знали, что должны искупить грех, совершенный в прошлой жизни их отцом (тогда они были братом и сестрой). Отец был врачом и как-то, рассердившись на пациента, не заплатившего за лечение глаз, дал ему лекарство, от которого тот ослеп. Поэтому молодожены решили вести аскетический образ жизни и поселились в лесу, где предавались молитвам и медитации. Сочувствуя одиноким супругам, бог Сакка посоветовал им родить сына. Они наотрез отказались вступать в интимные отношения. Тогда Сакка попросил юношу просто положить палец на живот девушки – так был зачат их сын Туванна (будущий Будда). У него была золотая кожа и очень доброе сердце. Гуляя по лесу, мальчик ступал так мягко и осторожно, что даже робкие олени не боялись и следовали за ним. Когда Туванна вырос, случилась беда. Его родители случайно наступили в лесу на жилище кобры, та плюнула в них ядовитой слюной – и они ослепли. Теперь Туванна стал заботиться о них. Однажды в этот лес пришел поохотиться государь Пилиейкха. Он увидел оленей и набирающего в пруду воду Туванну и выстрелил. Пронзённый стрелой, Туванна упал на землю. Истекая кровью, он попросил государя лишь позаботиться о своих родителях. Пораженный благородством юноши, Пилиейкха привел слепых супругов к телу сына. Они проплакали всю ночь, а так как старый грех был искуплен, на рассвете произошло чудо: супруги прозрели и своими глазами увидели, как чудесным образом воскрес их сын Туванна.

Одна из глиняных композиций изображает персонажей джатаки «Бхуридатта», которая повествует о рождении Будды в образе принца Бхуриды из страны змей-нагов. Брахман Аламбаяна с помощью магического заклинания сумел поймать Бхуриду, который совсем не сопротивлялся, так как дал обет – отдать свое тело любому, кому это понадобится. Брахман жестоко с ним обращался, дрессировал и заставлял давать представления, зарабатывая на этом большие деньги. Чтобы вернуть принца-нага домой, его брат и сестра показали на одном из таких спектаклей такие фантастические трюки, что пораженный Аламбаяна освободил Бхуриду.

Две скульптуры выполнены по мотивам последней джатаки в цикле, рассказывающей о рождении Будды в образе принца Вейтандэи (Вессантары), прославившегося своей необыкновенной щедростью и добротой. В день, когда он родился, в царском стойле появился на свет чудесный белый слоненок, ставший символом благополучия и процветания страны. Принц рос таким великодушным, что одаривал всех обращавшихся к нему за помощью. Но после того как Вейтандэя пожертвовал белого слона посланцам из соседнего царства, возмущенные жители попросили короля прогнать принца с женой и двумя детьми из города. По дороге принц вручил просителям своих коней, затем – колесницу. Позже, когда семья жила в лесной хижине, а его жена Мади собирала в лесу фрукты и ягоды, Вейтандэя подарил своих детей в услужение брахману. И когда бог Сакка, приняв облик старца, попросил у Вейтандэи любимую жену, тот отдал ее не колеблясь. Пораженный такой жертвенностью принца, Сакка возвратил ему Мади, а отец Вейтандэи выкупил у брахмана своих внуков. Вскоре изгнанники благополучно возвратились домой.

В коллекции находится также скульптура богини наук, литературы и искусств Туятати (в Индии ее зовут Сарасвати), которая восседает на мифической птице хинте, олицетворяющей мудрость, благородство и чистоту помыслов. В руках у богини стопка из трех книг – символ буддийского канона «Типитака». На выставке можно видеть фигуру всадника с копьем – это реальный персонаж, король Чанзита (1084 – ок. 1113), один из прославленных государей Пагана, жизнь которого овеяна множеством легенд. И все эти миниатюрные скульптуры, наивные и очаровательные в своей безыскусности, яркой образности и повествовательности, доносят до нас не только художественные идеи буддизма, но и глубинные смыслы истинно народного творчества Мьянмы.

Куратор выставки: Наталья Гожева