О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Украшение для кос «асык»

Асык

Описание экспоната

Место создания: Туркмения

Материал: белый металл, сердолик

Техника: профилированная резьба, просечка, вальцованная лента, штамп, пайка

Время создания: начало ХХ века

В старину туркменки свои волосы заплетали в косы. До замужества девочки и девушки носили четыре косички – две свисали спереди, а две закидывали на спину. В них вплетали косоплетки - длинные черные хлопчатобумажные нити с цветными бусинами, серебряными маленькими куполками и бубенчиками на концах.

Быстро и весело пролетает детство. Дети взрослеют. И вот перед нами уже не девочка, а молодая и красивая девушка-туркменка, и в дом к ее родителям частенько начинают заглядывать сваты. Среди них и родственники ее будущего супруга. Согласие дано, обговорены все детали и начинаются приготовления к свадьбе. Уходят в прошлое недавние детские игры и забавы. Теперь девушка - невеста, будущая жена и мать: пора прятать в сундуки или раздавать младшим сестренкам свои детские украшения, платья и головной убор. Теперь она взрослая, а значит и прическа тоже должна соответствовать ее новому статусу замужней женщины.

Во время традиционной туркменской свадьбы проводилось много праздничных ритуалов. Важным для молодой невесты был обряд замены девичьей шапочки на женский головной убор, украшенный комплектом изделий из серебра. Молодую невесту ожидало еще одну испытание: ее четыре косички, которые она бережно заплетала каждое утро, невестка старшего брата переплетала в две косы. Ведь, все замужние туркменки обязательно носили две косы. На каждую косу родственница жениха вешала серебряные парные подвески, концы кос соединяла необычным ювелирным украшением – пластиной в виде сердца асык. Любопытно, но накосные подвески, как и многие другие туркменские украшения, были не столько красивыми вещами для украшательства костюма, сколько предметами-оберегами. Их наделяли особыми сильнодействующими защитными качествами, способными уберечь женщину от болезней и сглаза, особенно до и во время ее беременности.

Традиция закрывать волосы от посторонних взглядов у туркмен относится к древним поверьям, согласно которым женским волосам приписывались различные магические свойства. С ними связывалась сила жизненной энергетики. Одновременно верили, что волосы являются наиболее незащищенной и слабой частью человека и через них могут проникнуть негативные помыслы посторонних, особенно по отношению к женщине.

По старинной традиции, драгоценное накосное украшение асык невесте дарили родственники жениха, в знак согласия и любви между будущими супругами. Действительно, форма подвески напоминает сердце, но, если внимательно присмотреться, то можно заметить и сходство с острым наконечником стрелы или пики, а колющие и режущие предметы на Востоке всегда были сильными оберегами. Существуют еще одна версия происхождения этого изделия: в далекие времена туркмены-воины использовали похожие крупные серебряные пластины в качестве кольчуги. Форма подвески напоминает и древние терракотовые статуэтки богини плодородия II тысячелетия до н.э., найденные во время археологических раскопок на территории Туркмении. Пока нет единого мнения, относительно формообразующей составляющей этого серебряного шедевра. Ясно одно - все перечисленные варианты лишь подтверждают, что основным функционалом подвески являются защита и оберег.

Накосная подвеска асык (в переводе с туркм. висящий) бывает разных размеров: от 7 до 30 см в высоту и от 5 до 20 см в ширину. Украшение делали из серебра, декорировали золоченым орнаментом, инкрустировали вставками сердолика. Асык носили практически все этнические группы туркмен. Самые крупные пластины изготавливали ювелиры-иомуды. Величина асыка, выполненного мастерами племени теке, была значительно меньше. Да и носили текинки, как правило, по две-три подвески одновременно, скрепляя их между собой толстой тесьмой, которую затем подвязывали к косам. Зажиточные женщины племени эрсари носили похожую пластину с более широким основанием и называли ее пильча или дуйпсе. Среди накосных украшений встречаются длинные подвески, которые завершаются тремя-четырьмя отдельно расположенными маленькими пластинками – учгоша асык и дортгоша асык. Разновидностью подвески асык является гоша асык, украшение в виде серебряной пластины из сдвоенных сердец, между которыми, в нижней части, прячется маленькое сердечко. Говорят, гоша асык символизирует семью из трех человек – мамы, папы и их ребенка в центре.

Асык

Накосное украшение асык давно вышло из употребления. Туркменские модницы предпочитают закалывать волосы яркими заколками или вплетать в косы разноцветные ленты. Тем не менее, традиции продолжают жить во многих семьях, и в день свадьбы невесте обязательно прикрепляют к волосам, хранящуюся в доме, старинную подвеску асык. Некоторые туркменки небольшие по размеру подвески асык носят как кулон или брошь на груди.

Автор текста: Мария Загитова (Государственный музей Востока)