О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

«Джайпурская голубая керамика»

Блюдо «джайпурская голубая керамика»

 

Описание экспоната

В коллекции ГМВ есть несколько северо-индийских керамических сосудов с бело − голубой росписью. Жемчужину этой небольшой коллекции представляет собой прекрасное глубокое блюдо с пористым белым черепком. Это блюдо сделано с использованием необычной, характерной лишь для одного региона Индии технологии – хоть мы и называем его керамическим, оно сделано без использования глины. Декоративное убранство этого блюда – выполненная белым, синим кобальтовым и бирюзовым цветами роспись, - удивительный пример слияния в одном предмете вкусов и традиций нескольких отстоящих друг от друга на многие тысячи километров регионов. И в то же время это истинно индийская вещь, в которой чувствуется дух тысячелетней традиции – и в изображенных на блюде мифологических персонажах, и в воспроизводящих приемы поколений художников движениях руки мастера.

Блюдо, «джайпурская голубая керамика»Под общим названием «джайпурская голубая керамика» известна расписанная в основном в голубой гамме посуда и керамическая плитка с белым черепком, производимая в мастерских Раджастхана. Она получила название по имени крупнейшего города региона, ныне столицы штата – Джайпура. В современном виде джайпурская керамика появилась во второй половине 19 в. О ее происхождении существует красивая легенда, действие которой происходит во времена раджи Рам Сингха II.

Во время праздника воздушных змеев в Джайпуре, в котором принимал участие сам раджа, его внимание привлек неземной красоты воздушный змей, ставший победителем соревнований. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что змей покрыт тонким слоем блестящей пыли. Хозяева змея, братья-гончары, поведали радже, что эта пыль – измельченные сосуды, которые они делают на своей родине, в Байяне, неподалеку от Бхаратпура. Взглянув на творения рук ремесленников, раджа так восхитился, что пригласил их переехать со своими семьями и мастерскими в Джайпур. Браться согласились, и раджа специально посылал их в Дели, к знаменитому мастеру-гончару Бхоле, чтобы они усовершенствовали свое мастерство. Документальные свидетельства говорят о том, что во временя Рам Сингха II в Джайпур действительно были перевезены ремесленники-гончары из Агры и, возможно, из Дели. Здесь бело-голубая керамика нашла себе широкое применение: самый знаменитый пример ее использования в архитектуре – убранство дворца Рамбагх в Джайпуре, где бело-голубой плиткой выложены фонтан и гардеробная комната махарани − супруги правителя.

Кришна и гопиЧто же заставило раджу основать в Джайпуре новое керамическое производство? Дело в том, что на формирование вкуса индийских правителей в 19 в. оказывали большое влияние англичане, всегда присутствовавшие при дворе. Северо-индийские, и особенно раджастханские правители пали жертвой моды на все английское − образование, крикет и поло, дорогие европейские автомобили и костюмы; предметы роскоши ввозились в Индию из Англии в огромных количествах. Хорошим тоном считалось украсить жилище в английском вкусе. Во второй половине 19 в. во дворце махараджи Джайпура Чандра Махал даже была построена зала с бело-голубой орнаментальной росписью по потолку и стенам, являющейся очевидной реминисценцией чрезвычайно модного в это время английского «веджвудского фарфора». Здесь следует отметить, что в 19 в. в Европе еще не до конца утихло увлечение бело-голубым фарфором и его имитациями, получившими широкое распространение в 17−18 в. Сделать свой вариант керамики с белым черепком и сине-голубой росписью по белому фону было вполне «в духе времени». Однако джайпурская керамика являет собой пример того, как привнесенная идея растворяется в местных традициях. Тяжелый пористый черепок хоть и имеет белый скол, однако не похож ни на фарфор, ни на фаянс. В чем же отличие?

РамаБелый черепок джайпурских керамических изделий имеет особенный состав. В него входит сорок частей кварца, пять частей ганча (известь органического происхождения, добываемая в Уттар Прадеш и используемая с 13 в. для производства керамики, а в основном, глазури), бикарбонат соды и так называемая «фуллерова земля» (флоридин). Фактически получается керамика без использования глины, по составу и характеристикам близкая знакомому всем белому силикатному кирпичу. В других частях северной Индии, в регионе Агры и Дели, делали керамику с похожей росписью, но ее черепок был красный. Чтобы скрыть это, внутреннюю часть сосудов закрашивали белой или голубой краской – такой сосуд есть в коллекции ГМВ.

ЛакшманаРоспись сосуда или блюда происходит следующим образом. Его медленно вращают на гончарном круге, нанося на поверхность контуры узора с помощью беличьей кисти. Для заливки цветом используют кисти из козьей шерсти. Обычно контурный рисунок выполняется оксидом кобальта. Белый черепок не требует ангобного покрытия (нанесения на готовое изделия тонкого слоя светлого материала, обычно жидкой глины), что открывает ряд новых возможностей – введение двух и более цветов под глазурь, снимает многие ограничения для надглазурной полихромной росписи. После высыхания расписанная поверхность покрывается бесцветной глазурью. Изначально ее основой был уже упомянутый ганч, сейчас используют стеклянную крошку, буру и оксид сурика (киноварь).

ХануманГлазурь очень чувствительна к условиям обжига, особенно к колебаниям температуры, так что к обжигу предъявляются очень высокие требования. Особенность глазури в том, что ее варят на очень маленьком огне, так что она получается непрочная и легко отстает от поверхности. Она имеет красивый блеск, но крайне недолговечна, и сосуд может пропускать влагу, попросту говоря, - течь. При обжиге в температурном режиме, используемом для красной глины, глазурь идет мелкими трещинками-кракелюрами, так что такая глазурь подходит только для данного типа керамики. Преимущества же такой технологии в том, что требуется только один обжиг, в отличие от других видов керамики, которые должны быть обожжены до и после глазурования.

гопиТипичный бирюзовый пигмент, или, как его называют в Индии, «делийский голубой», раньше привозили из Ориссы и Химачал Прадеш. Сейчас его добывают на месте из оксида меди, засыпая измельченные медные обломки солью и помещая их в калильную печь. Более темный синий - оксид кобальта, один из самых сильных и популярных красителей, использующихся в керамическом производстве. В Индии он добывается в натуральном виде в местечке Кхетри, неподалеку от Джайпура.

При ближайшем рассмотрении блюда из коллекции ГМВ становится заметна очередность, в которой происходила его раскраска. В первую очередь на белую поверхность предмета наносился кобальтом контур будущего рисунка, затем кобальтом же заполнялся фон в тех местах, где расположен растительный орнамент. После этого бирюзовым цветом раскрашивался фон фигурных композиций. Цвет черепка выполняет роль белой раскраски фигур и растительного орнамента.

ГарудаОрнамент распределен по поверхности сосуда фризово, с помощью декоративных белых полос выделены зеркало («дно» блюда), внутренняя и внешняя отлогие части приподнятого борта. По борту используется синий фон.

На зеркале используется бирюзовый фон, там изображен играющий на флейте Кришна. Рядом с ним стоит девушка, в руках у которой плошка с плодами – это пастушка-гопи. Согласно вишнуитской мифологии, свое детство и юность Кришна провел в лесах, в деревне Вриндаван - в семье пастуха Нанды и его жены Яшоды. Его детские шалости, а также совершенные в младенчестве и в юности подвиги являются сюжетом обширного мифологического цикла. Свободное от подвигов и шалостей время Кришна проводил в играх с пастушками-гопи и помогая приемному отцу пасти стада, о чем напоминает часто изображающаяся рядом с Кришной корова.

КришнаПо широкому отлогому краю блюда изображены восемь медальонов в форме бутонов лотоса, пространство между которыми заполняет орнамент с растительными мотивами. В медальонах на бирюзовом фоне изображены мифологические герои: уже известные нам пастушка-гопи, Кришна, а также обезьяна, Хануман, царевич Рама и его брат Лакшмана. Все они – персонажи древнего эпоса, знаменитой поэмы «Рамаяна».

Сюжет этого произведения в том, что лишенный царства и изгнанный вместе со своей супругой Ситой в леса царевич Рама попадает в сложную ситуацию – Ситу похищает злобный демон, правитель острова Ланка Равана. С помощью сопровождавшего его в изгнании брата Лакшманы и обезьяньего воинства под предводительством мужественного Ханумана Рама осаждает Ланку, побеждает Равану и возвращает Обезьянасебе супругу, а в конечном итоге и трон. Кроме того, в одном из медальонов изображен Гаруда – мифический получеловек-полуптица. Согласно легенде, у Гаруды человеческое туловище, но голова и крылья орла, и он служит богу Вишну в качестве ваханы – ездового животного. Именно Вишну является связующим звеном между всеми этими персонажами – Рама и Кришна являются его воплощениями, аватарами. Таким образом, все изображенные на блюде персонажи имеют непосредственное отношение к вишнуитскому культу и отсылают зрителя к разным его аспектам.

 
Фото галерея
 

 Вся галерея »

 
Увидеть своими глазами
Выставка «От Гималаев до океана»
Блюдо «джайпурская голубая
керамика» вы можете увидеть
в музее на выставке
«От Гималаев до океана»
до 15 января 2010 года.
Далее »