О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Парные декоративные сосуды в виде мужской и женской фигур

Парные декоративные сосуды в виде мужской и женской фигур

Описание экспоната

Место создания: Грузия. Село Ахалубани. Горийский район.

Время создания: 1961 г.

Материал и техника: глина, лепка, штамп, обжиг, роспись, глазурь

Размеры: высота 43 см

Песней рук, искусством огня, музыкой человеческой души называют грузинские мастера древнейшее из ремесел - керамику. Из поколения в поколение переходило мастерство предавать форму глиняному сосуду, наносить на него легкий рельеф или узор. Богатые многовековые традиции лежат в основе произведений современных мастеров. Подобно тому как в Средней Азии говорят, что плов, поданный на большом керамическом блюде лягане, вкуснее, в Грузии считается, что вино и вода приобретают особый аромат и вкус в керамическом сосуде. В силу своей пластичности глина во время лепки легко подчиняется воле человека, стойко сохраняет приданную ей форме, впитывая в себя тепло рук мастера. Формы сосудов своеобразны: это и классические кувшины, такие, например, как кила, чапи, сацхао, сура, чинчила, а также зооморфные и антропоморфные кувшины. Еще в древности винный сосуд считался хранилищем тайн Бытия, вместилищем человеческой души, чем объясняется тяготение к антропоморфности. Большое распространение получили декоративные кувшины в виде мужских и женских фигур в национальном грузинском костюме. Стилизованные украшения костюма, штампованный цветочный орнамент служит декором керамическом сосуду из коллекции музея. Нежными переливами сверкает глазурь теплых желтых, коричневых, насыщенных зеленых тонов. Мастер-керамист создал пленительный народный образ с помощью округлости форм, мягкости линий и пластичности каждой детали.

Текст: «Восток. Искусство Быта и Бытия». Альбом – каталог. М, ГМВ, 2003.