О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Скульптура божества Ганеши



Описание экспоната

Место создания: Таиланд (Камбоджа?)

Время создания: XII – начало XIII в.

Материал: бронза

Техника: литье

Размер: высота 43 см.

Скульптура изображает одного из самых почитаемых индуистских божеств – слоноголового Ганешу. По одной из легенд, Ганеша был сыном грозного бога-разрушителя Шивы и его супруги Парвати. На свет он появился обычным ребенком, но как-то, разгневанный непочтительным поведением Ганеши, отец отрубил ему голову. Однако, раскаявшись, оживил его, приставив голову первого существа, которое встретилось ему на пути, а это был слоненок. Так в индуистской иконографии появилось божество с головой слона. Другой его отличительной чертой является тучное тело и большой живот, поскольку покровительство божества, по поверьям, приносит благоденствие. В Юго-Восточной Азии культ Ганеши был чрезвычайно распространен. Ему поклонялись как божеству мудрости, наук и искусств, покровителю путешественников, торговцев, учащихся, считалось, что он устраняет все препятствия на пути человека.

Ганеша изображен прямо стоящим, обнаженным до пояса. Торс божества пересекает перекинутый через левое плечо толстый шнур брахмана, указывающий на принадлежность персонажа к высшей касте. Он выполнен в виде изогнутого тела змеи как знак победы над смертью и говорит о его связи с богом разрушения Шивой. Голова змеи возвышается над левым плечом Ганеши. Такая трактовка брахманского шнура чрезвычайно характерна для средневековой пластики Юго-Восточной Азии. Одеяние божества состоит из полотнища ткани, задрапированного наподобие индийского дхоти, представляющего собой юбку-штаны (в Камбодже его называют сампот чан кбен, в Таиланде – панунг). Поверх него надета короткая юбка с фестончатым нижним краем, которую поддерживает широкий драгоценный пояс с подвесками. Голову Ганеши венчает диадема с полусферическим навершием, украшенная впереди крупным медальоном. В середине лба помещена розетка, символизирующая третий глаз божества. Если руки скульптуры просто не сохранились до нашего времени, то правый бивень Ганеши изображен сломанным в соответствии со сложившейся еще в раннее средневековье иконографией. Согласно легенде, Ганеша сам отломал его, чтобы записать под диктовку великого мудреца Вьясы эпическую поэму «Махабхарата».

В музей скульптура поступила как произведение индийских мастеров периода тамильской династии Чола, правившей в Тамилнаде (юго-восточная часть Индии) в XI–XII вв. Однако иконография и стилистические особенности этого произведения имеют близкие аналогии с бронзовой скульптурой средневековой Юго-Восточной Азии, испытавшей влияние художественных традиций Чола. Наибольшее сходство образ Ганеши обнаруживает с изображениями этого персонажа в Таиланде или Камбодже, датируемыми XII–XIII вв. Об этом говорят и статичная поза божества, и тип головного убора, и трактовка одеяния. Данная скульптура – уникальной пример классического искусства Юго-Восточной Азии. Отечественные музеи не располагают бронзовой средневековой скульптурой такого высокого художественного уровня.

Текст: Н.А. Гожева, Главный научный сотрудник; Г.М. Сорокина, Старший научный сотрудник Отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании (Музей Востока)