О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Крышка с рельефным изображением крылатого фантастического существа Гопатшаха


Крышка с рельефным изображением крылатого
фантастического существа Гопатшаха


Описание экспоната

Место создания: Хорезм, Калалы-гыр 2

Время создания: IV-II вв. до н.э.

Материал: глина

Техника: гончарный круг, оттиск в форме, горновой обжиг

Изображение на уплощенной керамической крышке - персонаж хорезмийской мифологии, имеющий отношение к общеиранским космологическим мифам. Предмет был разбит в древности, но тогда же и отремонтирован. В центре круглого поля крышки изображена фигура полиморфного фантастического существа, шагающего вправо. Это существо с головой человека, ногами копытного (быка), туловищем кошачьего хищника и распахнутыми крыльями. Исследователи считают, что это изображение Гопатшаха – царя-быка иранской мифологии, обитающего в Эран-Веж, священной прародине иранцев, и совершающего служение богам на берегу моря. Важной деталью образа является полусферический предмет на голове персонажа – плетеная корзинка для переноски кирпичей, применявшаяся в строительной практике Месопотамии. Именно этот атрибут позволяет трактовать данное изображение как образ первостроителя, первочеловека в зороастрийской мифологии, шестое творение Ахурамазды, совершенное после разделения земли и неба. Важна нижняя часть рельефа, отделенная от фигуры полиморфного существа прямой полосой. Здесь в виде традиционной для хорезмийских рельефов цепочки гор изображена земля, а в центре – растение из трех побегов, выходящих из одного корня (т.н. «мировое древо»). По сторонам от растения симметрично расположены два кружка, олицетворяющие, по всей видимости, луну и солнце. Таким образом, можно предположить, что рельеф на крышке иллюстрирует начальные акты сотворения мира в представлении древних иранцев: в нижнем регистре изображено сотворение земли, небесных светил и оси мира в виде «мирового древа», а в верхнем – сотворение первого человека Гайомарта-Гопатшаха, «который первым слышал мысли и учения Ахурамазды и из которого (Ахурамазда) создал семью Иранских земель, семя Иранских земель».

Текст: С.Б. Болелов, Т.К. Мкртычев. Религии и культы домусульманской Средней Азии (IV в. до н.э. – IV в. н.э.). Путеводитель по экспозиции // М.: ГМВ, 2013 – 88 с.: ил.