О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Скульптура «Бодхидхарма»


Скульптура «Бодхидхарма»


Описание экспоната

Место создания: Китай

Время создания: конец XIX в.

Материал: керамика

Техника: лощение, глазурь

Размер: высота 14,2 см.; ширина 11,5 см

Бодхидхарма (кит. Дамо, яп. Дарума) – первый патриарх чань-буддизма в Китае. Согласно традиции, святой прибыл из Индии в Китай в 470-е гг. и поселился недалеко от древнего города Лоян, где основал ставший впоследствии знаменитым монастырь Шаолинь. Дамо изображен в виде индийского проповедника в красном плаще, который покрывает его голову. У него большие, словно выпученные, круглые глаза, что связано с древней легендой о том, что он долго медитировал и несколько лет не спал. Но однажды, когда он устал, веки закрыли его глаза на несколько мгновений. Очнувшись, святой вырвал веки и отбросил их далеко от себя. Там, куда они упали, вырос чайный куст, настой листьев которого помогал монахам сохранять бодрость во время медитации. Впоследствии употребление этого тонизирующего напитка вышло за пределы монастырей и оформилось в ритуальны чайной церемонии в Китае и Японии, которые прочно связаны с именем Бодхидхармы.

Судя по технологии, основанной на высокотемпературном обжиге, сочетании лощеных темных поверхностей с блестящей глазурью, произведение было выполнено в мастерских Шивань. Шиваньские печи расположены в городке Фошань, в окрестностях г.Гуанчжоу, бывшего центром торговли с западными странами через Ост-Индскую компанию.

Шивань специализировался на изготовлении статуарной пластики, которая представляла изображения животных, а также литературных, мифологических персонажей и святых. Их, так же как и представленную скульптуру, отличают реализм изображения, предельная выразительность поз и жестов.

Текст: Чай. Вино. Поэзия / Составитель Е.С.Ермакова. М.: ГМВ, 2015. 200 с.: ил.