О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Стопка для кистей


Стопка для кистей


Описание экспоната

Место создания: Китай

Время создания: XVII в.

Материал: бамбук

Техника: гравировка

Размер: высота 15 см.; диаметр 11 см

Стопки для хранения кистей наряду с принадлежностями для письма являлись непременным атрибутом стола ученых – людей, овладевших премудростями иероглифики и каллиграфии, зачастую соединявших в себе таланты художника, поэта и философа. Источником их вдохновения была природа во всем многообразии ее проявлений, отсюда и обилие сюжетов на тему безмятежного досуга на ее лоне. Отрешение от суеты мира, неприхотливая жизнь отшельника среди гор способствовали пробуждению созерцательности, поэтического взгляда на мир. Впечатления, полученные на лоне природы, переносились учеными в свои кабинеты: ее образы присутствовали в декоре, форме предметов, в самих природных материалах, из которых создавались принадлежности для письма и живописи. В соответствии с эстетикой «кабинета ученого» ценилась изящная простота, лишенная вульгарности, нарочитой вычурности. В бамбуке мастера выявляли благородную поверхность, мягкий цвет, естественные трещины, пористую текстуру. Бамбук в Китае ценился не только за художественные достоинства, он был связан с определенной символикой. Она отражала, прежде всего, идею цзюньцзы – «истинно благородного человека», способного впитывать новые идеи и знания, подобно тому, как полый ствол этого растения впитывает влагу. Как его гибкие побеги гнутся, но не ломаются под порывом ветров, так и ученый не склоняется перед жизненными невзгодами. На поверхности данной стопки вырезаны скорописные иероглифы, намекающие на творчество Ван Сичжи. Особый скорописный экстатический стиль каллиграфии, непревзойденным мастером которой и был Ван Сичжи, возник в результате медитаций на лоне природы, в момент жу шень – «вступления в дух».

Текст: Чай. Вино. Поэзия / Составитель Е.С.Ермакова. М.: ГМВ, 2015. 200 с.: ил.