О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Наголовный халат чырпы


Наголовный халат чырпы


Описание экспоната

Место создания: Туркмения, племя теке

Время создания: начало XX века

Материал: шелк, х/б подкладка

Техника: вышивка шелком

Среди туркменских женских традиционных нарядов выделяется праздничный наголовный халат чырпы. Его яркий цвет, колоритная вышивка, сплошь скрывающая тканевую основу, длинные ложные рукава, закинутые на спину и соединенные вышитой планкой, не раз становились предметом восторга и удивления путешественников по Средней Азии в 19 веке - первой половине 20 столетий. Халат чырпы надевали на торжественные мероприятия, набрасывая поверх головного убора, бережно хранили в семье, передавая по наследству.

Над созданием одного халата зачастую работало несколько мастериц в течение 2-3-х месяцев. Швея кроила из нескольких кусков домотканого шелка слегка приталенную модель с ложными рукавами и разрезами на груди для рук, затем вышивальщица наносила на уже раскроенные полотна вышивку. Следующим этапом работы было аккуратно сшить заранее приготовленные отдельные куски, так, чтобы вышитый рисунок совпал и сохранил общую орнаментальную композицию. В последнюю очередь, к уже готовому изделию пришивали богато орнаментированный воротник. Подол чырпы окаймляли бахромой из красно-черных шелковых нитей.

Изготавливали чырпы из плотного однотонного шелка, причем цвет указывал на возраст хозяйки этого тканевого шедевра. Темно-оливковый или черный чырпы надевала молодая женщины до 40 лет. Говорят, темные тона защищали и скрывали от дурного глаза. Туркменки старше 40 лет накидывали на головной убор чырпы желтого цвета – знак осени и медленного увядания природы и жизни. Старухи имели в своем гардеробе белую накидку. Белый цвет символизировал мудрость, чистоту и невинность. Кроме того, в древности этот цвет связывали с загробным миром. А вот красный цвет у туркмен всегда ассоциировался с огнем и животворящими силами, обладал позитивной энергетикой. Свадебный халат невесты шили из темно-красного шелка.

Вышитый орнамент на чырпы погружает нас в мир таинственных знаков, которые разгадать может не каждый. Комбинаций расположения вышивки на накидке несколько. Иногда ткань покрыта единой орнаментальной композицией, например, ломаными линиями с бутонами. Бывает, что для каждой части халата применяют особый вид узора. Например, на спине - крупные стилизованные остроконечные тюльпаны. По плечам и подолу вьются ветки и стебли с цветами. На рукавах яркие лепестки, бутоны и листья, на нашивных манжетах - мелкий геометрический узор. Помимо растительного орнамента обязательно встречаются и вышитые зооморфные мотивы – рога-завитки, глаза или когти животных. Крупные треугольники, круги и ромбы тоже являются декоративными элементами. Оригинально выглядит и планка ара герби, скрепляющая рукава на спине накидки. Кстати рисунок на концах ложных рукавов часто совпадает с вышивкой на этом прямоугольнике. Кроме геометрического узора на матерчатой «булавке» вышивали благопожелательные надписи или имена жениха с невестой, если планка была пришита к свадебному халату. Небольшого размера старинный вышитый кусочек ткани до сих пор остается примером искусного мастерства и безупречного вкуса туркменских вышивальщиц.

В чем же секрет цветных вышитых фигурок на чырпы? Древние легенды и предания гласили, что любой необычный предмет или его изображение способны уберечь дом и хозяина от порчи и сглаза. Со временем подобные картинки превратились в стилизованные орнаментальные мотивы, часто встречающиеся на одежде, украшениях, коврах и вышивке. Роль оберега играла и цветовая палитра на одежде: п естрый узор и яркий цвет на халатах одновременно и привлекал внимание и отпугивал от хозяйки недоброжелательные взгляды. Вышитые растительные, геометрические и зооморфные узоры обладали обережной и благопожелательной символикой, способствовали рождению большого и здорового потомства.

Текст: Мария Загитова, Хранитель фонда «Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней»