О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Чаша


Iran


Описание экспоната

Место создания: Иран

Время создания: конец XII – начало XIII в.

Материал: фаянс

Техника: роспись в технике минаи

Высокий уровень керамического производства в средневековом Иране позволял создавал великолепные фаянсы с росписью, в частности, тонкостенные изделия изящных пропорций, покрытые тончайшей живописью. Техника надглазурной полихромной росписи (хафт ранг) легкоплавкими эмалевыми красками – минаи (перс. «эмаль, эмалевый»), широко использующая возможности не только рисунка, но и цвета, появилась в Иране, где существовала непродолжительное время, с 12 по 14 в. Краски наносились на непрозрачную оловянную глазурь, контур рисунка обводился черным тоном, так называемым «мертвым краем», чтобы пигменты не растекались. Для создания полихромных узоров требовался многоступенчатый технологический процесс с двойным обжигом. Яркие краски чистых тонов, сложные сюжетные композиции на сосудах близки миниатюрной живописи. Примечательно, что в таких фаянсовых изделиях встречаются сцены из «Шах-наме» - самые ранние иллюстрации персидского эпоса. Тонкостенная чаша из собрания музея украшена изображением дворцовой стены. Роспись сделана в семь тонов. В центре помещен царственных персонаж на троне, на стенках – стоящие и сидящие фигурки придворных. Одетые в цветные узорные костюмы, они расположены среди условно переданного пейзажа: цветущих побегов растений, птиц, круглого водоема. Весьма характерно также использование эпиграфического орнамента. Как и полагалось в таких случаях, мастер поместил надписи угловатым, прямолинейным почерком куфи по краю чаши внутри, а надписи насхом с его криволинейными очертаниями букв – снаружи на стенках.

Текст: «Восток. Искусство Быта и Бытия». Альбом – каталог. М, ГМВ, 2003.