О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Платье горде хиява


Iran


Описание экспоната

Место создания: Дагестан

Время создания: начало XX в.

Материал: шелк, монеты, серебряные бляшки

Техника: ручное ткачество, гравировка, чернь

У таких народов горного Дагестана, как аварцы, даргинцы и лакцы, богато украшенное длинное платье-рубаха горде хиява играло роль праздничного женского одеяния. Такие рубахи шили из красного шелка и носили со штанами, расшитыми золотом, края которых были видны при ходьбе. Рубахи украшались многочисленными серебряными нашивками, почти полностью закрывавшими ткань. Эти элементы, помимо декоративной, выполняли и охранительную функцию. Так, часто встречающимся оберегом была бляшка в форме женской ладони, так называемая «рука Фатимы» (дочери пророка Мухаммеда). Это изображение чрезвычайно популярно на всем исламском Востоке и широко используется в оформлении самых разных изделий - от домашней утвари до украшений. В оформлении рубахи нашли отражение также и следы доисламских верований народов Дагестана, о чем свидетельствуют литые нашивки с изображениями животных и птиц. Существовала определенная традиционная схема их расположения. Они были парными и симметрично крепились на правой и левой стороне платья, спускаясь рядами до края подола.

Своего рода оберегами считались и ластовицы, обычно желтого цвета. К ним пришивали маленькие, с подвесками из монет, футляры в форме треугольника, в которые вкладывали бумажку с молитвой «от сглаза». Обереги украшают этот тип платья, представленный в музейной коллекции. В качестве свадебных подобные рубахи в одних районах Дагестана носили до трех дней, а в других – и до рождения первого ребенка. По впечатлению одного из путешественников 19 в., аварская невеста представляла собой «от темени до подола рубахи сплошное звенящее, покачивающееся от движений причудливое серебро».

Текст: «Восток. Искусство Быта и Бытия». Альбом – каталог. М, ГМВ, 2003.