О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Н.К.Рерих «Армагеддон»


Музей Востока. Рерих. Армагеддон. Живопись. Картина. Выставка


Название экспоната: «Армагеддон»

Художник: Николай Константинович Рерих (1874 - 1947)

Время создания: 1936 год

Материал: холст, темпера

Размеры: 91,5 × 122,5 см

Армагеддон – название равнины, расположенной перед горой Мигиддо на севере Израиля. Здесь на протяжении тысячелетий происходили важнейшие битвы в истории этого региона. В Израиле словом «Армагеддон» стали обозначать место последней битвы, которая должна произойти на земле между силами Добра и полчищами Зла. В этом значении Армагеддон упоминается в Ветхом Завете, встречается в Новом Завете. В последующие века в христианской традиции Армагеддон становится именем нарицательным, обозначающим уже не столько место, столько саму последнюю схватку Добра и Зла.

Начало XX века ознаменовалось появлением новых видов вооружения, имевших большую разрушительную силу. Первая мировая война показала хрупкость не только человеческой жизни, но и культурных ценностей, являющихся вершинами человеческого гения.

Н.К. Рерих был одним из первых художников XX века, публично выступивших как за сохранение культурных ценностей во время военных действий, так и культуры в целом как универсальной коммуникационной системы, обеспечивающий гармонию в мире.

Будучи гениальным провидцем, Н.К. Рерих создает полотна, предупреждающие человечество о грядущих потрясениях. Одно из них, написанное в 1936 году, художник назвал «Армагеддон».

Сюжет картины относительно прост. В центре полотна изображен город, охваченный желтым и красным пламенем и утопающий в густых клубах дыма. На переднем плане во всю ширину холста растянулась вереница людей – согбенные старики, женщины, дети со всем своим скарбом устремились прочь от грозящей опасности. Гибнущий город и люди, пытающиеся спастись, создают атмосферу приближающейся большой беды. Убегающие люди не имеет плоти, ее как бы обуглил всепожирающий огонь, телесная фактура передана силуэтами черных теней. Художник очень эмоционально предупреждает о грозящей мировой катастрофе.

Годы написания картины совпадают с грозными событиями в мире – в Испании идет гражданская война, все ощутимее наступление новой мировой войны. Однако глядя на данную картину, невольно создается впечатление, что художник предвидел атомные бомбардировки Японии.

Вместе с тем тему Армагеддона Н.К. Рерих осмысливает широко, он переходит от традиционного, эсхатологического понимания к нравственному аспекту. По мнению художника и мыслителя, причина мировых разрушений и катаклизмов кроется в Армагеддоне культуры. Духовное обнищание человечества, властное стремление к наживе вопреки благу конкретных людей ведет к деградации уклада общества и всей жизни. Разрушение памятников, утрата ценностей искусства низводит культуру в разряд удобных для человека вещей, упраздняя тем самым идеалы мировой цивилизации. В понятии Армагеддона культуры сошлось всё – не только изначальная борьба Света и Тьмы, но и созидание светлого будущего, борьба за культуру.

После окончания Второй мировой войны Н.К. Рерих вновь вернулся к теме Армагеддона, но теперь уже более грозного и разрушительного, связанного с культурой, Рерих писал в одном из своих очерков: «Нам пишут: “Армагеддон кончен”. Отвечаю: ничуть не бывало! Кончен Армагеддон войны, а теперь на человечество надвинулся Армагеддон Культуры. Еще более трудный! Чело­век, смятенный, истощенный, духовно обнищавший, должен сокрушить многих ехидн невежества… Итак, будем помнить, что сейчас проте­кает Армагеддон Культуры».