О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Тракшад Наг-по




Фотография экспоната:



Музей Востока. Выставка. Монголия. Тракшад Наг-по
  Виртуальный осмотр экспоната: Используйте кнопки навигации для виртуального осмотра экспоната


Место создания: Монголия

Время создания: XIX в.

Материал: дерево, конский волос

Техника: лак, резьба, роспись

С XVII в. в монгольском обществе и в жизни каждой монгольской семьи большую роль стал играть буддизм. С буддийскими культурными традициями теснейшим образом связаны иконопись, скульптура и все огромное количество произведений религиозного искусства. До рубежа 1920-1930-х гг. в Монголии существовало более восьмисот только стационарных храмово-монастырских центров, а это несколько тысяч зданий. Северная стена каждого храмового здания являлась алтарем, на котором находились буддийские скульптуры, иконы и иные религиозные атрибуты. В каждой монгольской юрте напротив входа, т.е. в северной части кочевнического жилища, также устраивался алтарь с набором культовых предметов.

На алтарях почти обязательно стояли буддийские скульптуры, как правило изображающие различных божеств. Изготавливались они большей частью из бронзы, меди, иногда из золота и серебра, а также дерева, камня, папье-маше, различных пластических масс сложного состава. Различен их размер – от внушительных многометровых изваяний до миниатюрных фигурок высотой в 1-2 сантиметра. Разнообразна техника изготовления и отделки скульптур – это литье, чеканка-выколотка, лепка, штамп, резьба, позолота, гравировка, раскраска, инкрустация и прочее.

Большинство монгольских скульптур из музейного собрания ГМВ датируется XIX – началом XX в. История буддийской скульптуры в Монголии прерывается в 1920-х гг., что связано с революционными событиями в Монголии, и особенно с закрытием с начала 1930-х гг. практически всех храмово-монастырских центров в этой стране.

В постоянной экспозиции музея выставлена крупная скульптура устрашающего божества Тракшад Наг-по (монг. Раскад кала). Она изготовлена в XIX в. из дерева, расписана красками и покрыта лаком. Композиция и поза строго каноничны, роспись выдержана в теплых, благородновыдержанных тонах.


Текст: Альфонсо Н.Г., Кореняко В.А. Искусство Центральной Азии. Путеводитель по постоянной экспозиции и коллекциям ГМВ. М.: Государственный музей Востока, 2015. - 156 с.: ил.