О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Куклы театра ваянг пурво




Кресна. Кукла театра ваянг пурво

Музей Востока. Выставка. Виртуальный. Индонезия. Театр


Место создания: Центральная Ява
Время создания: сер. XX в.
Материал: кожа буйвола, рог буйвола
Техника: резьба, роспись клеевыми красками

  Равана (Дасамука). Кукла театра ваянг пурво

Музей Востока. Выставка. Виртуальный. Индонезия. Театр


Место создания: Центральная Ява
Время создания: сер. XX в.
Материал: кожа буйвола, рог буйвола
Техника: резьба, роспись клеевыми красками

В традиционном искусстве индонезийских островов Ява и Бали театр играет особую роль. Он буквально царит во всей духовной жизни яванцев и балийцев, воплощая их своеобразную жизненную философию. Его эстетика в значительной степени определила характер изобразительного и прикладного искусства этих островов. Некоторые виды театрального действа (танцевально-драматическое представление актеров в масках – ваянг топенг и кукольно-теневой театр ваянг пурво) входили в число шести древних «высших искусств» придворных сословий Центральной Явы. В освоении этих искусств яванские аристократы видели своеобразный путь нравственного самоусовершенствования.

Первое упоминание о кукольно-теневом театре ваянг пурво относится к 907 г. В своем первоистоке ваянг, очевидно, являл собой таинственную ночную мистерию, проводимую жрецом-кукловодом. В ее основе лежала идея вызова из потустороннего мира духов умерших предков при помощи экрана, масляного светильника и плоских кукол, вырезанных из кожи буйвола. В настоящее время ритуально-магический аспект ваянг пурво до конца не утрачен. Перед началом представления кукловод (даланг) совершает жертвоприношение божествам, а все сценическое пространство, реквизит и куклы окуриваются благовониями. И по сей день на Яве и Бали зрители видят в тенях кукол своих обожествленных предков и древних героев, глубоко веря в благопожелательный характер зрелища. Считается, что все смотрящие ваянг на протяжении ночи находятся под его магической защитой.

Спектакли часто приурочены к важнейшим моментам в жизни людей или общины: рождению ребенка, свадьбе, вступлению в должность и т.д. Среди сельских зрителей особенно популярны представления, связанные с обрядами очищения территории деревни, которые проводятся перед посадкой риса или после сбора урожая.

Вместе с тем в театральном действии по-прежнему заложен глубокий философско-религиозный и этический смысл, а традиционное деление спектакля на три части считается воплощением жизненного пути самого человека.Так первая, бесконфликтная часть пьесы, где еще нет драматических коллизий, ассоциируется с безмятежной юностью; вторая, полная темпераментных сражений, олицетворяет борьбу добра и зла в душе человека; наконец, третья, где после напряженной борьбы двух начал наступает счастливый конец, воплощает мудрую старость человека, постигшего смысл жизни.

Плоские куклы театра ваянг пурво вырезаны из тщательно выделанной кожи буйвола, которую из-за специфики обработки некоторые исследователи называют пергаментом. Каждая Фигура посередине закреплена расщепленным стержнем из буйволиного рога, оканчивающимся остроконечной опорой. Ноги ваянгов сращены, а ступни обращены в одну сторону, руки подвижны в плечевых и локтевых суставах. К кистям сильно удлиненных рук прикреплены круглые роговые палочки, позволяющие кукловоду свободно манипулировать куклами. Головы ваянгов обращены в профиль, линия плеч сильно удлинена. Фигуры ажурны, поскольку почти полностью, за исключением лица и конечностей покрыты тонкой резьбой. Поверхность кожаных кукол расписана яркими, но гармонично подобранными красками. Ведущим началом в решении художественного образа куклы является графика: отточенные линии, образующие сложный силуэт фигур, виртуозные арабески ажурных прорезей, замысловатые узоры поверхности. Именно ваянги донесли до нашего времени традиционный плоскостно-орнаментальный стиль средневекового декоративного искусства, в котором главная роль принадлежала тончайшей, как кружево, виртуозной линии.

Текст: по материалам изданий Государственного музея Востока.