О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

СОСУД КАРКАРА ДЛЯ ВИНА




Фотография экспоната:
Музей Востока. Выставка. Виртуальный. Грузия.
  Виртуальный осмотр экспоната:

Используйте кнопки навигации для виртуального осмотра экспоната


Место создания: Грузия

Время создания: XIX в.

Материал: серебро

Техника: : штамп, литье, чеканка, гравировка, насечка

Размеры: : высота - 31 см; диаметр - 13,5 см

Грузины считают, что именно их родина является самым древним винодельческим регионом мира. О культивировании виноградной лозы в очень давние времена свидетельствуют археологические находки семян винограда, ножей для обрезания лозы и предметов с ее изображениями. При раскопках возле города Вани была найдена небольшая бронзовая статуэтка «тамады» с рогом в руке, датируемая VII веком до н. э.
Вино для грузина – это не просто напиток, но и часть его духовной культуры. Любые праздники, религиозные обряды, обычаи гостеприимства не обходятся без вина. Виноградную лозу воспевают в грузинских сказаниях, песнях и легендах.

Каждый район Грузии имел свои традиции виноделия и винопития, но общим для всех была необыкновенная атмосфера грузинского застолья, напоминающая традиционный ритуал.

За грузинским столом пьют неразбавленное вино и никуда не спешат. Суета мешает достичь самой высокой и важной цели застолья – духовного единения людей. Неспешный ритм трапезы определён чинным порядком произнесения длинных торжественных тостов, за соблюдением которого следит тамада, руководящий застольем. Так как традиция управления застольем долгое время существовала только в Грузии, слово тамада перешло и в русский язык. Тост – это особый жанр, который принципиально невозможен без вина. Человек, говорящий тост, выражает в изящной, остроумной и поэтичной форме понятия, важные для этического кодекса грузин. Выслушав тост и оценив красноречие оратора, сидящие за столом в знак согласия осушают чаши с вином. Всё это действие можно назвать ритуалом, а можно сравнить с театральным представлением, где все прекрасно знают свои роли, и задача участников застолья – создать единый гармоничный ансамбль, где голос каждого сложится в общее многоголосье.

Специально для вина ремесленники изготавливали разнообразные по назначению сосуды.

Сосуд каркара, выполненный в серебре, отличается необычной формой горла. Когда вино сквозь перевитые трубочки, находящиеся внутри горла, выливают в чашу, возникает мелодичный звук, напоминающий воркование голубя. Говорят, что такой кувшин «поёт». Возможно, своей причудливой формой сосуд обязан тыкве, срезанный стебель которой при высыхании обычно перекручивается. Но существует и более красивая легенда, объясняющая появление столь необычного кувшина. Царь Ираклий, правивший в Византии в VII веке, во время пира узнал о нападении персов. В порыве гнева он скрутил горло кувшина, из которого пил вино, и дал клятву побороть врагов. Тулово каркары из музейной коллекции имеет выразительное оформление. В четырёх овальных медальонах мастер расположил сцены терзания хищниками копытных животных. По бокам в небольших медальонах изображены дикие звери – львы, зайцы, лани, спрятавшиеся в зарослях леса. Избегая перегруженности деталями и желая акцентировать внимание зрителей на изобразительных сюжетах, мастер оставил свободное пространство вокруг медальонов.