«Я мог передать походку мужчины и женщины, взмах крыльев птицы и движения бегущего» - именно так говорил о себе скульптор, живший в долине Нила около четырех тысяч лет назад. Искусство древнеегипетского скульптурного портрета было вызвано к жизни отчаянным стремлением египтян сохранить для вечности черты человека, чтобы не повредило их время, чтобы в иной мир обладатель статуи вступил во цвете лет, полным сил: так возникает идеализированное изображение. Но человек - это и прожитые им годы, и весь опыт чувств и раздумий, что отпечатываются на лице, и так появляются статуи, выполненные «согласно жизни».
На лекции мы поговорим о феномене древнеегипетского скульптурного портрета: об изображениях царей, чья божественность ложится отпечатком на их черты - бесстрастные, полные внутренней силы и достоинства; об изображениях людей, чья индивидуальность зачастую прячется не в особенностях лица, а в посвятительной надписи на пьедестале; об эпохах взлета портретного искусства в Египте, когда за две тысячи лет до римского портрета мастера создавали шедевры, исполненные настоящей жизни человеческой души.