Особая кладовая. Археология

2 этаж

В экспозиции «Особой кладовой» представлена немногочисленная, но разнообразная коллекция предметов древнего искусства Кавказа.

В экспозиции «Особой кладовой» представлена немногочисленная, но разнообразная коллекция предметов древнего искусства Кавказа. Все они были обнаружены Кавказской археологической экспедицией Государственного музея Востока, работавшей на Северном Кавказе, начиная с 1981 года. Материалы, представленные в экспозиции «Особой кладовой», можно условно разделить на четыре хронологических этапа: памятники скифского периода (VI – IV вв. до н.э.); памятники сарматского периода (III до н.э. –  III в. н.э.); памятники эпохи «Великого переселения народов» (V в.н.э.); памятники эпохи средневековья (VII – IX и XIV – XV вв. н.э.).

Памятники скифского периода

Оседлые земледельческие племена, объединяемые названием «меоты», занимали среднее и нижнее течение реки Кубань, Восточное Приазовье и Северный Кавказ. Основной массив меотских племен – это коренное население Северо-Западного Кавказа, принадлежавшее к кавказской языковой группе. Так считает большинство ученых – кавказоведов.

На основании анализа местных языков и по данным топонимики исследователи доказали принадлежность меотов к одним из отдаленных предков адыгов. Благодаря своему географическому положению эта территория служила своеобразным историческим коридором много тысячелетий (торговые отношения, военные походы). В результате эти контакты оказали влияние на культуру и искусство меотов как со стороны античного мира (Боспорское царство), так и со стороны Закавказья (Колхида). На протяжении всей своей истории меоты находились в тесных взаимоотношениях с кочевыми ираноязычными племенами: сначала с киммерийцами, затем со скифами и сарматами. Наиболее значимой частью экспозиции являются предметы, обнаруженные в подкурганных святилищах меотов (курганы-святилища № 1, 2, 4, 5, 8) вблизи аула Уляп в Адыгее (раскопки 1981-1983 гг.). Святилища датируются V – IV вв. до н.э. Часть этих изделий безусловно была изготовлена местными мастерами, находившимися под сильным воздействием скифского искусства («скифо-сибирский звериный стиль»). К ним относятся два навершия – в виде головы оленя из золота с серебряными рогами (Ил. 1) и в виде кабана из серебра с золотыми инкрустациями в глазах и ушах (Ил. 2).

Уляпские навершия были изготовлены из пластин металла, укрепленных на деревянной основе; рога же на голове оленя – литые. Фигуры животных выполнены весьма реалистично, при этом мастер использовал лаконичные художественные средства. Несколько иная трактовка  шагающего оленя представлена на крупных золотых пластинах (Ил. 3). Изображения кабанов и оленей часто использовались в скифо-сибирском исскустве. Считается, что в иранской мифологической традиции олень являлся символом средней – земной – зоны мироздания, кабан же выступал в роли медиатора – посредника между средним миром (миром людей) и миром подземным.

1. Фрагменты навершия в виде головы оленя

1. Фрагменты навершия в виде головы оленя

Республика Адыгея, могильник Уляп Перв. пол. IV в. до н.э.

Золото, серебро

Дл. головы с шеей с шеей 15,2 см

2. Навершие в виде фигуры кабана

2. Навершие в виде фигуры кабана

Республика Адыгея, могильник Уляп. Перв. пол. IV в. до н.э.

Серебро, золото

Дл. 25 см

3. Пластины с изображением оленя

3. Пластины с изображением оленя

Республика Адыгея, могильник Уляп. Перв. пол. IV в. до н.э.

Золото

8,6×18 см; 10,5×17 см

Еще одним примером работы местных торевтов исследователи считают золотой сосуд в форме рога с наконечником в виде головки кошачьего хищника.

В его форме, а также в наконечнике в виде львиной головы отчетливо прослеживаются черты иранского искусства эпохи Ахеменидов (Ил. 4), однако аналогичные находки, сделанные в соседних регионах, позволяют говорить о том, что подобные сосуды делали местные мастера-торевты.

Работе местных мастеров–бронзолитейщиков принадлежат и детали конского убора, выполненные по восковой модели с утратой формы. Именно в них ярко проявились особенности кубанского варианта «скифо-сибирского звериного стиля». Это псалии, бляшки в виде кошачьих хищников, конский налобник (Ил. 5). Заимствовали местные мастера и образы греческого искусства: таковы полуфигуры гиппокампа и грифона на псалиях.

Как отмечалось, меоты имели тесные связи с греческим миром, который оказал влияние на их идеологию и культуру, о чем мы можем судить по значительному количеству импортных вещей из разных уголков Средиземноморья. С большой долей уверенности можно предположить, что импортные вещи обозначали высокий социальный статус их владельцев. И в первую очередь это были изделия из драгоценных металлов.

4. Сосуд в виде рога

4. Сосуд в виде рога

Республика Адыгея, могильник Уляп. Перв. пол. IV в. до н.э.

Золото

Дл. 31,3 см; дм. венца 12,8×7,6 см

5. Предметы конского убора: псалии парные, налобник, бляшки

5. Предметы конского убора: псалии парные, налобник, бляшки

Республика Адыгея, могильник Уляп. Перв. пол. IV в. до н.э.

Бронза

Произведением выдающегося художественного уровня, «жемчужиной» экспозиции «Особой кладовой» является серебряный с позолотой сосуд в форме рога (Ил. 6).

Нижняя часть сосуда оформлена протомой крылатого галопирующего взнузданного коня Пегаса, а раструб украшен фризом со сценами гигантомахии (борьбы богов и гигантов) и растительным орнаментом в виде цветов лотоса и пальметт с волютами. Наиболее интересный элемент декора уляпского сосуда – фриз с изображениями шести сцен битвы богов и гигантов (Ил. 7). Гигантомахия – один из популярнейших мифов Древней Греции. В целом можно утверждать, что этот уникальный сосуд был изготовлен в Аттике в середине V в. до н.э. и долгое время служил там украшением пиршественного стола.

В уляпских курганах-святилищах были обнаружены и другие престижные импортные вещи, изготовленные из глины, бронзы и серебра.

Среди керамических импортных изделий особый интерес представляют две чернофигурные панафинейские амфоры. Такими амфорами, наполненными оливковым маслом, награждались атлеты, победившие в состязаниях, проводившихся в Афинах в честь богини – покровительницы города. Пропорции сосудов и стиль исполнения росписи указывают на принадлежность наших амфор к V в. до н.э. Фигура Афины – традиционный объект размещения на одной стороне. Она всегда передана в воинственной позе между колоннами с петухами – символами боевого духа. На оборотной стороне сосудов изображалась сцена из игр (вид состязаний), выполненная также в чернофигурной технике, но в манере современного тому времени искусства. Наши амфоры являлись наградой атлету в честь победы в соревнованиях в беге на длинную дистанцию среди мужчин. Они были расписаны аттическим мастером во второй половине V в. до н.э. (Ил. 8).

6. Сосуд в виде рога с протомой Пегаса

6. Сосуд в виде рога с протомой Пегаса

Республика Адыгея, могильник Уляп. Перв. пол. IV в. до н.э.

Серебро, позолота

В. 30 см

7. Сосуд в виде рога с протомой Пегаса. Развертка фриза со сценами гигантомахии (рисунок Н.С. Сурвилло)

7. Сосуд в виде рога с протомой Пегаса. Развертка фриза со сценами гигантомахии (рисунок Н.С. Сурвилло)

8. Панафинейская амфора

8. Панафинейская амфора

Республика Адыгея, могильник Уляп. Втор. пол. V в. до н.э.

Глина, черный лак

В. 68 см

Помимо материальной культуры следы греческого влияния прослеживаются и в идеологии меотов. Об этом можно судить по почитанию в меотских ритуалах культа Горгоны Медузы.

Медуза – одна из трех сестер Горгон, дочерей Посейдона. Как известно, у этого персонажа вместо волос были змеи, а между огромных клыков высовывался язык. Вид ее был столь отвратителен, что всякий, взглянувший на нее, превращался от ужаса в камень. Этот образ воплощал в себе страх и смерть. Вероятно, что культ этого божества был адаптирован к местным представлениям о заупокойном мире, к существовавшему воинскому ритуалу, основной целью которого было устрашение врагов и темных загробных сил. Похоже, что наиболее раннее проявление этого ритуала мы находим в одном из курганов-святилищ у аула Уляп, где на центральном столбе, представлявшим собой сакральный центр сооружения, была водружена золотая бляха-налобник с ликом Медузы (Ил. 9). В том же комплексе были обнаружены нашивные золотые и бронзовые бляшки с ее изображением.

9. Конский налобник с ликом Медузы

9. Конский налобник с ликом Медузы

Республика Адыгея, могильник Уляп. Перв. пол. IV в. до н.э.

Золото, серебро

Дм. 5,9 см

Памятники сарматского периода

Памятники этого периода в «Особой кладовой» представлены предметами из Тенгинского грунтового могильника, расположенного на западной окраине станицы Тенгинской в Усть-Лабинском районе Краснодарского края. Могильник возник в середине III в. до н.э. и просуществовал до III в. н.э.

Материалы раскопок предоставили обильную информацию для суждений о социальном составе меотского общества на протяжении почти пяти столетий.

Вероятно, элиту этого общества представляли воины-всадники, оставившие богатые погребения. Рядовые общинники, составлявшие средний массовый слой меотского общества и в военное время формировавшие многочисленные подразделения пеших копейщиков (бывало, что и женщины являлись участниками этих формирований), захоранивались в рядовых погребениях с небогатым погребальным инвентарем: несколько сосудов с заупокойной пищей, у мужчин – оружие, у женщин – скромные украшения.

Вероятно, к высшим слоям меотского общества принадлежала молодая (менее 30 лет) женщина, чье погребение удалось раскопать экспедиции ГМВ (Ил. 10). Она была захоронена, как и воины-всадники, в яме с уступом, на котором лежала взнузданная лошадь. Длиннополое платье погребенной было расшито на плечах и по подолу золотыми нитями. Голову покрывал платок, скрепленный крупной заколкой-брошью с подвесками. Около головы лежала крупная золотая серьга. На груди погребенной были найдены многочисленные бусины от ожерелий и две подвески, сделанные из античных сердоликовых гемм. На одной из них имелось изображение Апполона, на другой – Эрота (Ил. 11).

Руки женщины украшали браслеты из бусин и полый золотой браслет в три оборота. На правом предплечье лежала вверх дном стеклянная чаша (Ил. 12). Чаша выполнена в сложной и редкой технике “Reticella”, что в переводе с итальянского языка означает «сеточка». Подобный эффект получается когда переплетаются разноцветные жгуты  стекла. Аналогичные чаши встречаются в Южной Италии, на Ближнем Востоке и в Малой Азии. В ногах погребенной было найдено крупное бронзовое зеркало, диаметром 22 см, поверх которого был расчищен скелет крохотной собачки. Зеркало украшено сложным гравированным узором: в центре оборотной стороны изображены две утки, держащие в клювах развернутую ткань, а остальная поверхность диска заполнена солярной символикой; на ручке нанесено изображение древа жизни, а низ диска с лицевой стороны декорирован фигурками уток.

В большинстве богатых погребений воинов-всадников в качестве сопроводительного инвентаря находилось оружие. В одном из таких захоронений был найден длинный меотский меч с серповидным навершием, типичный для  II в. до н.э. Сохранились остатки деревянных ножен, завершавшихся золотой бутеролью-колпачком.

В последний путь воинов сопровождало не только оружие, но и атрибуты пира. Так, целый стеклянный кубок на высокой ножке был обнаружен в одном из самых богатых воинских погребений могильника (Ил. 13).

10. Реконструкция костюма знатной женщины-меотянки (рисунок Н.С Сурвилло)

10. Реконструкция костюма знатной женщины-меотянки (рисунок Н.С Сурвилло)

11. Геммы с изображением Апполона и Эрота

11. Геммы с изображением Апполона и Эрота

Краснодарский край, Тенгинский грунтовый могильник. Втор. пол. II в. до н. э.

Золото, сердолик

В. 2,35; В. 2,5,

12. Чаша

12. Чаша

Краснодарский край, Тенгинский грунтовый могильник. Втор. пол. II в. до н. э.

Стекло

Дм. 13,5 см

13. Кубок

13. Кубок

Краснодарский край, Тенгинский грунтовый могильник. Втор. пол. II в. до н.э

Стекло

В. 13 см

Большой объём материала был получен в результате исследования ритуальных комплексов Тенгинского могильника, открытых рядом с погребениями.

Эти комплексы представляли собой открытые площадки, на которых совершались жертвоприношения, связанные, скорее всего, с поминальным и заупокойным культами. Так, на одной из таких площадок были открыты останки 17 человек, мужчин и женщин, которых умертвили во время ритуала. Кроме того, здесь же найдены скелеты четырех лошадей. Все умерщвленные животные были взнузданы, их головы украшали бронзовые налобники с шумящими колокольчиками-подвесками, а ремни оголовья декорированы крупными стеклянными бусинами, изготовленными в средиземноморских центрах специально для украшения конской сбруи – такова была мода III-II вв. до н.э. На груди одного из коней обнаружена половина бронзового нагрудника с колокольчиками-подвесками и лунницами (Ил. 15). Поверх ткани, расшитой золотыми нитями и пронизками, накрывавшей центр площадки, были разбросаны многочисленные украшения. Здесь обнаружены ромбовидные фибулы-застежки с сердоликовыми вставками, подвески к серьгам из горного хрусталя в виде голубей, медальон с изображением всадника, вооруженного копьем, пронизи и подвески с полудрагоценными камнями, золотые бусины. Интересной находкой является бронзовый перстень-печать с портретом египетской царицы Арсинои III (Ил. 14). Подобные перстни дарились иноземным воинам и купцам от имени египетских царей династии Птолемеев. На ритуальных площадках были найдены и античные керамические сосуды, в частности унгвентарии. Это миниатюрные сосуды для масел и благовоний, которыми греки натирались перед началом тренировок и спортивных состязаний. Унгвентарии носили привязаными к поясу, отсюда и столь необычная их форма: высокое вытянутое горло с широким венчиком и тулово веретенообразной формы на широкой ножке-поддоне.

Важное место в жизни меотского общества занимал конь, поэтому большое внимание уделялось украшению конской упряжи. В кон. IV – нач. III вв. до н.э. происходят существенные измения в парадном конском уборе, когда на смену местному варианту «скифо-сибирского звериного стиля», украшавшему конскую упряжь меотов в VII – IV вв. до н.э., приходит иной стиль. Теперь это фигурные пластины, украшенные гравировкой и орнаментом, выполненным пуансонной техникой – именно таковы предметы из Тенгинского могильника (Ил. 15).

14. Перстень с изображением Арсинои III

14. Перстень с изображением Арсинои III

Краснодарский край, Тенгинский грунтовый могильник. Перв. пол. II в. до н.э.

Бронза

В. 2 см

15. Предметы конского убора: налобник, нагрудник

15. Предметы конского убора: налобник, нагрудник

Краснодарский край, Тенгинский грунтовый могильник. Перв. пол. II в. до н.э.

Бронза, стекло

В экспозиции «Особой кладовой» представлены не только находки из Тенгинского грунтового могильника, но и из других меотских памятников сарматской эпохи.

Прежде всего, это различные импорты, бывшие дорогими и социально значимыми вещами среди местного населения. Одной из таких дорогих вещей был этрусско-италийский бронзовый шлем типа Монтефортино (Ил.16).

На рубеже II–I вв. до н.э. значительно усиливается сарматское влияние, проявившееся в материальной культуре земледельцев-меотов через заимствование элементов «сарматского звериного стиля», существенно отличавшегося от «скифо-сибирского звериного стиля». Одним из проявлений этого заимствования является появление украшений с изображениями животных, например, сережек или фибул с фигурками лошадей или баранов. Серьги с зооморфным изображением встречаются как в женских, так и в мужских погребениях, причем чаще всего их носили не в паре, а по одной. Образ барана – один из самых популярных в меотской среде.

16. Шлем типа Монтефортино

16. Шлем типа Монтефортино

Республика Адыгея, Серегинский могильник. II в. до н.э.

Бронза

В. 23 см

Памятники эпохи Великого переселения народов

В экспозиции «Особой кладовой» представлены предметы, характеризующие аланскую культуру эпохи «Великого переселения народов». Это находки, сделанные во время раскопок одного из курганов (курган № 2), расположенного около села Брут в Северной Осетии. Изучаемый курган содержал катакомбное погребение, датируемое V в. н.э. Погребальную камеру ограбили ещё в древности, но в ней имелся тайник с богатым погребальным инвентарем, не замеченный грабителями.

Наиболее выразительным из предметов, найденных в тайнике, является длинный обоюдоострый меч с золотыми обкладками ножен и рукояти (Ил. 17). Навершие, устье рукояти и окончание ножен меча украшены гранатовыми вставками. Особую яркость и красоту ножнам придает вертикальная пластина, сплошь покрытая гранатовыми вставками. Под пластиной имеется прорезь, в которую продевался дополнительный нижний портупейный ремень, указывающий на вертикальную, левостороннюю подвеску меча.

Подобные мечи характерны для Ирана, причем, как во время, предшествующее находке из Брута, так и для времени последующего. Притом, что эта форма мечей не характерна для Европы, мы можем предположить, что ее появлению в Бруте в гуннское время мы обязаны восточному влиянию, а, скорее всего, именно Ирану эпохи Сасанидов.

В тайнике был найден и парадный кинжал, лицевая сторона ножен и рукояти которого была покрыта золотым листом, инкрустированным гранатовыми вставками, а тыльная сторона – тонким серебряным листом.

У правого края тыльной стороны ножен имелись две небольшие серебряные петельки. По всей видимости, в эти петельки продевались ремешки, необходимые для крепления кинжала к поясу – рядом с кинжалом были обнаружены две пары одинаковых пряжек с наконечниками, которыми кинжал и пристегивался к поясу. Помимо вооружения в тайнике были обнаружены четыре распределителя ремней, две пряжки со щитками, украшенными гранатовыми вставками, и два наконечника ремня, также украшенными гранатовыми вставками. Судя по имеющимся аналогиям, все эти предметы следует рассматривать как набор застежек для обуви из мягкой кожи (Ил. 18). Обувь с подобными элементами была исключительно парадной и могла принадлежать представителю воинской аристократии.

Комплекс содержал, также, богатый конский уздечный набор, состоящий из удил с псалиями и оголовья.

Почти все предметы, найденные в кладе, изготовлены из золота и инкрустированы гранатовыми вставками, образующими геометрический орнамент. Подобный стиль называют «полихромным стилем гуннской эпохи» или «клуазонне». Он резко отличается как от «скифо-сибирского звериного стиля», так и от «золото-бирюзового стиля» сарматской эпохи. Его особенностью является полное отсутствие зооморфных, антропоморфных или растительных мотивов, свободное расположение на предмете гранатовых вставок, никак не связанных с формой предмета. Изделия, изготовленные в «полихромном стиле гуннской эпохи» встречаются на громадной территории от Алтая до Испании. В настоящее время все более популярным становится мнение о его ближне- и средневосточном происхождении. Иными словами, в его сложении принимали участие ювелиры двух великих держав древности – Сасанидского Ирана и Византии. Скорее всего, брутский комплекс принадлежал представителю аланского воинского сословия высокого, по-видимому, княжеского ранга. Можно предположить, что эти социально-значимые вещи он получил из Сасанидского Ирана в качестве посольского дара или союзнической регалии.

17. Меч, кинжал, пряжки, наконечники ремней, бусина-подвеска

17. Меч, кинжал, пряжки, наконечники ремней, бусина-подвеска

РСО-Алания, могильник Брут 1. V в. н.э.

Золото, серебро, железо, гранаты, мрамор

18. Пряжки, наконечники ремней, распределители ремней, реконструкция застежек обуви (рисунок Н.С. Сурвилло)

18. Пряжки, наконечники ремней, распределители ремней, реконструкция застежек обуви (рисунок Н.С. Сурвилло)

РСО-Алания, могильник Брут 1. V в. н.э.

Золото, гранаты, железо, стекло

Памятники эпохи Средневековья

В VII – IX вв. на Северном Кавказе происходят существенные изменения в военном искусстве.

Складывается единый комплекс вооружения, значительное место в котором занимают боевые топоры, копья и сложные луки с крупными черешковыми стрелами. Распространение жестких седел и металлических стремян привело к замене длинных тяжелых мечей на более легкие однолезвийные палаши и сабли. Одна из таких сабель со слабоизогнутым клинком была найдена в Ново-Вочепшийском могильнике на реке Псекупс в Адыгее. Ее перекрестие украшено серебряной насечкой, а рукоять – бляшками в виде шестилепестковых розеток. Важным атрибутом мужского костюма являлся пояс, определявший социальный статус владельца – чем выше было общественное положение воина, тем богаче был его пояс, украшавшийся разнообразными фигурными накладкам, привесками и массивными литыми пряжками с растительным и геометрическим орнаментом (Ил. 19).

В период раннего средневековья на Северном Кавказе разнообразнее становится и набор женских украшений: распространяются различные типы серег, перстней, браслетов, ожерелий. Интересны золотые серьги в виде “калачика”, найденные в одной из катакомб могильника Клин-Яр III. Подобные образцы хорошо известны на Кавказе. Исследователи связывают их происхождение с Боспором, где такие серьги появляются накануне гуннского нашествия, а в VI-VII вв. становятся непременной деталью женских погребений на Северо-Западном Кавказе и в районе Кавказских Минеральных Вод. В последующий период этот тип серег постепенно исчезает и ему на смену приходят многочисленные варианты изделий с подвесками в виде шариков, прикрепленных к овальной или круглой дужке.

19. Сабля, пряжка (деталь – рукоять сабли)

19. Сабля, пряжка (деталь – рукоять сабли)

Республика Адыгея, Нововочепшийский могильник. VIII-IX вв. н.э.

Серебро, железо

В период расцвета Хазарского каганата устанавливаются тесные связи Северного Кавказа с Византией, что находит отражение в различных сферах материальной и культурной жизни общества.

Влияние византийской моды наблюдается и в женских украшениях – отдельные виды серег, брошей изготовлены по византийским образцами, совершенно не характерных для традиционного набора украшений хазарской эпохи. Именно к таким изделиям относятся две броши из клин-ярского могильника. Одна из них круглая, со вставкой из синего стекла и шариками мелкой зерни, изготовлена из серебра, другая – бронзовая, в виде четырехлепестковой розетки с красной стеклянной вставкой (Ил. 20). Ярким примером подражания византийским изделиям являются золотые серьги с пирамидальной привеской, сплошь покрытой ложной зернью. Близкие по форме и технике орнаментации серьги, выполненные из бронзы, серебра, реже – из золота, встречаются в аланских катакомбных могильниках. Такие же изделия, но изготовленные византийскими ювелирами, найдены в богатых кладах и погребальных комплексах, датируемых кон. VII – нач. VIII вв., на территории Северного Причерноморья.

Различные северокавказские племена, входившие в состав Хазарского каганата, в большинстве своем находились на одной стадии социально-экономического развития. Вера в силы природы, многочисленные мистическое культы, поклонение небесным светилам составляли основу их религиозного мировоззрения. Вероятно, именно поэтому на обширной территории от Каспия до Черного моря в захоронениях часто встречаются обереги и амулеты, идентичные по форме и имевшие, как представляется, общее магическое значение (Ил. 21).

20. Серьги и броши

20. Серьги и броши

Ставропольский край, могильник Клин-Яр III. VIII в. н.э.

Золото, серебро, бронза, стекло

21. Амулеты

21. Амулеты

Ставропольский край Могильник Мокрая Балка. VII в. н.э. Республика Адыгея, могильник на р. Псекупс. VIII-IX вв. н.э.

Бронза

После поражения Хазарии в борьбе с киевским князем Святославом происходит ослабление каганата и как следствие – образование на Северном Кавказе новых племенных союзов.

В Центральном Предкавказье аланы, освободившиеся от хазарской зависимости, создают собственное государство – Аланию. Создание Аланской Епархии способствовало миссионерской деятельности христианских проповедников далеко за пределами собственно аланского государства. В этой связи интересна находка бронзового зеркала с христианской символикой, обнаруженного в степном Закубанье на берегу Краснодарского водохранилища, на территории расселения средневековых адыгов (Ил. 22). На оборотной стороне круглого диска в высоком рельефе помещено изображение всадника с копьем, поражающего змея, лежащего под ногами коня. По художественному исполнению сюжет в значительной степени соответствует грузинской иконографической традиции и стилистически близок фресковым росписям средневековой Грузии. Мастер, изготовивший этот предмет, был, видимо, хорошо знаком с изображениями св. Георгия, распространенными в христианской Грузии в XI – начале XII веков. Возможно, что зеркало было изготовлено в Алании, где культ св. Георгия получил широкое распространение, слившись с популярным персонажем языческого пантеона Уастрджи, который вполне мог быть воспроизведен в образе христианского героя-мученика на зеркале – предмете, тесно связанном с древними магическими представлениями и часто, помимо своей утилитарной функции, выполнявшим роль оберега.

22. Зеркало

22. Зеркало

Республика Адыгея, случайная находка. XI-XII вв.

Бронза

Дм. 7 см

В XIII в. Северный Кавказ входит в состав Золотой Орды.

В «Особой кладовой» выставлены два богатых комплекса из адыгских курганов, относящихся к золотоордынскому периоду. Первый происходит из курганного могильника, расположенного под аулом Шенджий в Адыгее. В одном из курганов находилось погребение знатной адыгейской женщины, захороненной в богатом, расшитом золотным шитьем кафтане с крупными позолоченными пуговицами. Кафтан был перетянут парадным поясом из китайского шелка, украшенным нашивными серебряными с позолотой бляшками, пряжкой и наконечником с гравированным орнаментом. Благодаря тому, что при раскопках фрагменты поясного набора были найдены in situ (в непотревоженном состоянии), удалось зафиксировать точное расстояние между бляшками и восстановить длину пояса, а затем сделать его полную реконструкцию. К поясу с одной стороны на трех длинных цепочках крепился серебряный пенал цилиндрической формы, украшенный пунсонным орнаментом типа “ложной веревочки”. Подобные предметы использовались для хранения благовоний или швейных игл. С противоположной стороны около пояса лежал набор туалетных косметических инструментов – миниатюрные щипчики и копоушка (Ил. 23). В погребении были обнаружены два золотых перстня и серьги. Одна из серег имеет форму “знака вопроса” – подобные изделия распространяются с приходом в северокавказские степи еще одной группы кочевников – половцев. Видимо, наш пояс был изготовлен в мастерских генуэзской колонии Кафы, существовавшей в Крыму в золотоордынское время.

 Второй комплекс происходит из кургана, расположенного на р. Фарс близ станицы Новосвободной в Адыгее.

Здесь в мужском захоронении был найден полный набор вооружения: сабля, наконечники стрел, кинжал, поясной набор и ковш. Судя по количеству и значимости инвентаря, погребение принадлежало представителю высшего военного сословия. В экспозиции представлены отдельные предметы из этого комплекса: кинжал с серебряным наконечником деревянных ножен, декорированный гравированным орнаментом; наконечник рукояти, украшен в том же стиле (Ил. 24); детали поясного набора – серебряные бляшки, обоймы, пряжка и наконечник ремня, также покрытые гравировкой (Ил. 25). Украшения поясного набора по своей стилистической выдержанности сходны с орнаментом на ножнах и рукояти кинжала и вполне возможно являются предметами одного комплекта, выполненного мастером по заказу. Из этого же погребения происходит и серебряный поясной ковш с горизонтальной ручкой (Ил. 26). Его внутренняя поверхность украшена гравированными медальонами с растительным орнаментом: на фоне переплетающихся растительных побегов с широкими листьями изображены цветы и бутоны лотоса. Таким же орнаментом покрыта и лицевая поверхность ручки. Ручка ковша и медальоны с орнаментом позолочены. Перед нами типичный образец золотоордынской торевтики – подобные изделия, вероятнее всего, поступали в Закубанье из крымских мастерских.

С торговой деятельностью связано распространение в среде местной адыгской знати стеклянной посуды: кубки, стаканы, бокалы для вина сирийского и западноевропейского производства часто встречаются в богатых захоронениях (Ил. 27).

23. Пенал, щипчики и копоушка

23. Пенал, щипчики и копоушка

Республика Адыгея, Шенджийский курганный могильник. XIV в.

Серебро

Д. пенала 25,4 см; Д. щипчиков 6,1 см; Д. копоушки Дл. 4,7 см

24. Кинжал

24. Кинжал

Республика Адыгея, могильник Фарс 2 XIV в.

Серебро, железо, дерево

Дл. 46,5 см

25. Поясной набор (реконструкция на современной ткани)

25. Поясной набор (реконструкция на современной ткани)

Республика Адыгея, могильник Фарс 2. XIV в.

Серебро

26. Ковш

26. Ковш

Республика Адыгея, могильник Фарс 2. XIV в.

Серебро, позолота

Дм. 11 см

27. Сосуды

27. Сосуды

Республика Адыгея, могильник на р. Пшиш. Перв. пол. XV в. Краснодарский край, курганный могильник у пос. Кабардинка. XIV в.

Стекло

В.11,3 см; В.15 см; В.9,3 см