Искусство Кореи

3 этаж

Хранящиеся в музее произведения рассказывают о верованиях и эстетических идеалах корейского народа, особенностях национального бытового уклада

Древняя и самобытная корейская культура долгое время находилась в тени своих прославленных соседей – культур Китая и Японии. Между тем на протяжении веков на Корейском полуострове были созданы замечательные памятники, отмеченные чертами неповторимого национального своеобразия, которые по праву вошли в сокровищницу мирового искусства.

Корейская коллекция Государственного музея Востока (более 600 предметов) хронологически охватывает большой период истории корейского искусства, начиная с эпохи Трех государств (I в. до н.э. – VII в. н.э.) и заканчивая современным этапом. В собрании представлены основные виды искусства и художественного ремесла: скульптура, живопись, керамика, лаки, изделия из металла, традиционный костюм и украшения.

Хранящиеся в музее произведения рассказывают о верованиях и эстетических идеалах корейского народа, особенностях национального бытового уклада.

История корейской классической скульптуры неразрывно связана с распространением в стране буддизма, который проник в Корею в IV в. через Китай , принеся с собой сложившуюся систему образов и разработанный иконографический канон.

В экспозиции музея демонстрируются позолоченные бронзовые фигуры стоящего Будды, представляющие собой характерные образцы корейской буддийской пластики периода Объединенного Силла (668–935).

В работах корейских скульпторов этого времени, несомненно, влияние художественного стиля Китая эпохи Тан (618– 907), синтезировавшего многие достижения разных художественных школ средневекового Востока. Вместе с тем очевидно и то, что мастера Кореи идут по пути формирования собственной традиции (Ил. 1).

1. Скульптура Будды

1. Скульптура Будды

XVIII в.

Бронза, литье, золочение

В. 11, 8 см

Ценной частью музейного собрания является коллекция средневековой керамики, позволяющая проследить историю развития этого вида искусства.

Основным видом гончарной продукции в эпоху Корё (918–1392) были фарфоровидные изделия, покрытые светло-зеленой или голубовато-серой глазурью, получившей в Европе название селадоновой. Корейским селадонам присущи пластическая выразительность форм, часто воспроизводящих природные, изысканные оттенки глазури. Уникальным изобретением гончаров государства Корё явилась техника инкрустации селадоновых изделий – сангам. На поверхности сосудов по сырому керамическому тесту вырезались тонкие узоры, заполнявшиеся белой и коричневой глинами. После обжига сосуд покрывался глазурью и обжигался вторично. Один из наиболее интересных в музейной экспозиции образцов керамики, декорированной в технике сангам, – сосуд для вина в форме дольчатой тыквы, украшенный вьющимися побегами с головками хризантемы. Цветок осени, входивший в набор так называемых «четырех благородных» растений, считавшийся символом долголетия, хризантема стала одним из излюбленных мотивов в корейском искусстве (Ил. 3).

В период Чосон (1392–1910) получает развитие расписной фарфор. В музее хранится большая группа ваз, бутылей, горшочков и блюд с изображениями цветов, птиц, пейзажными композициями, выполненными в технике подглазурной росписи кобальтом (Ил. 4).

Музей обладает небольшой, но интересной коллекцией свитков и альбомных листов XVIII – начала XX в., которая дает возможность познакомиться с различными жанрами корейской средневековой живописи: портретом, пейзажем, «цветы и птицы», «изображение обычаев». Работа «Пион», созданная одним из наиболее значительных корейских мастеров XIX в. Хо Рёном (1809–1892), показывает виртуозное владение разнообразными приемами монохромной живописи тушью (Ил. 5).

2. Сосуд для вина

2. Сосуд для вина

Конец XII - начало XIII вв.

Каменная масса, селадоновая глазурь, инкрустация глинами

В. 20 см

3. Бутыль с изображением пейзажа

3. Бутыль с изображением пейзажа

Конец XIX в.

Фарфор, подглазурная роспись кобальтом

В. 15,6 см.

4. Пион. Вертикальный свиток

4. Пион. Вертикальный свиток

Хо Рён

1809–1892

Бумага, тушь

80,6×35,5 см

Широко представленные в экспозиции образцы мебели и костюма, ювелирные украшения и аксессуары XIX–XX веков, соседствуя друг с другом, воссоздают реальную предметную среду традиционного корейского дома, позволяя через мир бытовых и ритуально-церемониальных вещей ощутить особую культурную атмосферу старой Кореи.

Трехъярусный шкаф чан – великолепный пример традиционной корейской лаковой мебели, украшенной перламутром в технике наджон. Перламутр наклеивали рыбьим клеем, смешанным с рисовым отваром, на покрытую лаком поверхность. После просушки изделия наносили новые слои лака, скрывая перламутровый рисунок, который становился вновь видимым лишь после длительной шлифовки(Ил. 6). Неотъемлемой частью женской половины дома были невысокие шкафчики нон, состоящие из самостоятельных, установленных друг на друга, секций. Такие шкафчики преимущественно служили для долговременного хранения сезонной одежды.

Национальный костюм ханбок на протяжении веков сохранял преобладание спокойных плавных линий, обобщенных, легко читаемых форм. В экспозиции можно видеть церемониальное женское одеяние с богатой вышивкой, официальный халат гражданского чиновника одного из трех высших рангов, редкий комплект парадного костюма военачальника эпохи Чосон. В состав последнего входит шлем, эффектно украшенный искусно выполненными накладками из позолоченной бронзы. В центре защищающей лоб пластины круглый медальон с иероглифами вонсу (командующий) (Ил 7).

Интересным видом женских украшений эпохи Чосон являются массивные подвески норигэ, прикреплявшиеся к завязкам, поясам наплечной одежды либо к поясу юбки. Женщины надевали то или иное норигэ в зависимости от социального положения, случая, сезона. В состав украшения входили не только декоративные подвески, но и предметы, имеющие функциональное назначение: коробочки для ароматических веществ, ухочистки, футляры для игл, применявшихся в иглотерапии, маленькие кинжальчики, которые служили символом женской чистоты и верности, но иногда могли использоваться для самозащиты (Ил. 8 ).

5. Трехъярусный шкаф чан

5. Трехъярусный шкаф чан

Начало XX в.

Дерево, лак, инкрустация перламутром, белая медь

182 ×115×51,5 см

6. Женское свадебное одеяние хварот

6. Женское свадебное одеяние хварот

XX в.

Шелк, вышивка

123×214 см

7. Самджак норигэ с тремя подвесками

7. Самджак норигэ с тремя подвесками

XIX в.

Нефрит, коралл, шелковые шнуры и нити, резьба, узелковое плетение

123×214 см