Экспозиция посвящена культуре трех народов, искусство которых представлено крупными коллекциями - тибетцы, монголы и буряты
Общепринятого международного понимания термина «Центральная Азия» до сих пор нет. В российской географии с конца XIX в. утвердилось определение Центральной Азии как обширного региона к востоку от Памира и Тянь-Шаня, ограниченного на севере горами Алтая, Саянами и озером Байкал, на юге – Гималаями, а с восточной стороны – хребтами Большого Хингана и Сино-Тибетскими горами. Здесь, начиная с доисторической эпохи, обитали многочисленные кочевые народы, иногда объединяясь и создавая крупные государства и даже империи.
В постоянной экспозиции музея представлено искусство наиболее крупных этнических групп Центральной Азии, это тибетцы, монголы и буряты. Важным признаком, объединяющим эти этносы, является буддизм, одна из мировых религий, принадлежность к которой сыграла существенную роль в формировании культурной самобытности этих народов.
Тибет
Тибет, занимающий обширную южную часть региона, принял первых буддийский миссионеров из Индии уже в раннем Средневековье, а в VII в. н.э. буддизм был провозглашен государственной религией.
В течение последующих столетий на своей родине, в Индии буддизм утрачивал свое влияние, тогда как Тибет превращался в религиозную метрополию Центральной Азии. Именно здесь получило окончательное оформление особое направление северного буддизма – так называемая «Алмазная колесница» (ваджраяна), более известное в широких кругах как тибето-монгольский или тантрический буддизм. Буддийские монастыри Тибета стали центрами культуры и искусства. В храмовых мастерских ежегодно изготавливались тысячи скульптур, икон, ритуальных предметов. Буддийские монахи переводили, переписывалии печатали огромное количество книг.
В зале, посвященном Тибету, представлены основные направления буддийского культового искусства. Это живописные иконы-свитки тангка, написанные минеральными красками главным образом на холсте, и обрамленные драгоценными парчовыми или шелковыми тканями. Тибетские иконы-тангка поражают зрителя разнообразием живописных стилей, интересными композиционными решениями, многообразием персонажей и сюжетов, а также удивительной графичностью, тонкостью и четкостью исполнения.
Расцвет тибетской школы скульптуры относится к XVIII в. Именно тогда было изготовлено изображение богини Ушнишавиджаи. Статуи буддийских божеств традиционно отливали из металла в так называемой «технике исчезающей восковой модели», часто использовали чеканку и гравировку, а также покрытие из сверкающей позолоты (Ил. 1).
В собрании музея имеются и довольно редкие образцы деревянной скульптуры, например, статуи Будды Ратнасамбхавы (Ил. 2) и известного реформатора тибетского буддизма, основателя школы гелуг Цонкапы (1357-1419).
Представляют интерес необычные культовые предметы, сопровождающие буддийский ритуал – это курильницы с украшениями в виде драконов, кинжалы пурпа для борьбы со злыми духами, магические скипетры ваджра и ручные колокольчики с фигурной рукоятью (Ил. 3).
Тибет был страной, вероятно, давшей всей Центральной Азии церемонию цам (чам) - самобытное культурное явление, которое можно назвать ритуальным танцем, пантомимой или танцем с диалогами. Основная особенность цама - участие костюмированных персонажей в масках (Ил. 4). Этому ритуальному действу посвящен небольшой раздел экспозиции, примыкающий к тибетскому залу. Самое главное здесь - крупные выразительные маски, изготовленные из папье-маше, раскрашенные и дополненные кожаными и волосяными деталями. Пять масок изображают божеств буддийского пантеона и изготовлены в Монголии в XIX -первой половине XX в. Экспозиция дополнена иконами-тангка, музыкальными инструментами и деталями костюма участников представлений цам.
Монголия
Северным соседом Тибета является Монголия, часть которой образовала автономный район Внутренняя Монголия в составе Китая, а другая часть (Внешняя Монголия) стала в ХХ в. независимым Монгольским государством.
Тибетские буддисты поддерживали связи с правительством Монгольской империи еще в XIII в., но лишь в конце XVI-XVII вв. активная деятельность миссионеров школы гелуг привела к тому, что буддизм стал религией и массовой, и государственной.
Монгольская коллекция музея довольно велика, и лучшие ее предметы, созданные в XVIII – начале XX вв., заполнили отдельный зал.
Иконы, храмовые скульптуры из металла, дерева, папье-маше, ритуальные атрибуты являются яркими образцами монгольского религиозного искусства. Гораздо более редкими изделиями этой группы являются иконы, а также панно или храмовые стенные завесы, выполненные в технике аппликации и вышивки. В зале сейчас экспонируется стенная завеса из разноцветного шелка и икона «Ваджрадакини», сделанные в начале ХХ в. в этой технике (Ил. 5).
Бурятия
С севера соседями монголов являются буряты, живущие в Прибайкалье и Забайкалье.
В XVII в. буряты вошли в состав Российской империи, а значительная часть их стала буддистами.
Бурятская коллекция музея создана в основном благодаря научно-собирательским экспедициям 1980-х годов. Наиболее ценной частью музейного собрания являются изделия бурятских ювелиров, любимыми материалами которых были серебро и кораллы. Виртуозно владея самыми разными техниками обработки металла, бурятские мастера создали прекрасные образцы поясных наборов, женских украшений, амулетниц и храмовой утвари (Ил. 6).
Еще три довольно крупных коллекции – тувинская, уйгурская и дунганская, пока не представлены в постоянной экспозиции музея.
Собрание произведений искусства уйгуров и дунган также сформировалось главным образом благодаря экспедиционной деятельности музея. Ковровые изделия – наиболее крупная и интересная часть уйгурской коллекции. Вершина традиционного дунганского искусства – вышивка шелком, представлена предметами одежды и домашнего обихода (Ил. 7).
Самые ранние произведения искусства Тувы относятся к концу XIX в. Это миниатюрные статуэтки из дерева, шахматные наборы, предметы конской упряжи. Кроме того, музей обладает значительной коллекцией скульптуры из резного камня агальматолита (Ил. 8).