Искусство Северной Азии

1 этаж

Все основные разделы «северной коллекции» – древние и современные художественные изделия народов Чукотки, Якутии, Таймыра и Приамурья – представлены в постоянной экспозиции

Северной Азией называют обширный регион, простирающийся от Уральских гор до тихоокеанских побережий, от степных районов Южной Сибири до берегов Северного Ледовитого океана. На этой огромной территории, покрытой тайгой и тундрой, издавна проживает несколько десятков различных народов (якуты, чукчи и др.).

Все основные разделы «северной коллекции» Музея Востока – древние и современные художественные изделия народов Чукотки, Якутии, Таймыра и Приамурья – представлены в постоянной экспозиции.

Коренные жители Северной Азии – потомки древних охотников, проникших в Сибирь и на Дальний Восток из глубинных районов Азиатского континента не менее пятидесяти тысяч лет назад. Они занимаются охотой, рыбной ловлей и оленеводством, якуты также разводят лошадей. По своей антропологической принадлежности североазиатские народы – монголоиды; в их традиционной культуре имеется немало общих черт с культурами таких народов Востока как монголы, китайцы, корейцы, японцы.

Соседство с восточными цивилизациями не могло не наложить заметный отпечаток на духовную культуру народов тайги и тундры. Вместе с тем они сохранили свою национальную и культурную самобытность. Своеобразное мироощущение северян отчетливо прослеживается в их изобразительном творчестве.

Настоящей жемчужиной фондов Музея является коллекция предметов, собранных в результате раскопок Чукотской археологической экспедиции (существует с 1987 года, рук. Днепровский К.А.). Как магнитом манит к себе витрина с охотничьим снаряжением древних морских зверобоев; здесь представлены гарпунные наконечники, головки гарпунного древка и знаменитые «крылатые предметы» (ил. 1 – 3). В центре композиции – реконструкция гарпунного комплекса в сборе (ил. 4). В плоской витрине зритель познакомится со снеговыми очками и уникальными образцами зооморфной скульптуры (ил. 5-6). Тонкий графический орнамент, выразительный скульптурный декор, нередко сплошь покрывающий поверхность предметов, позволяет отнести их к подлинным шедеврам первобытного искусства.

Большой интерес представляет включенная в экспозицию деревянная ритуальная пластика морских зверобоев Берингова пролива. Лаконичные и экспрессивные изображения головы «предка» и гагары были созданы в XIX веке и предназначались для «праздника Кита». Это исключительно важное для жителей Чукотки ритуальное действо обычно устраивалось в декабре, когда заканчивался сезон осенней охоты, и жители прибрежных селений совершали обряды примирения с убитыми животными.

Яркое представление об искусстве Чукотки ХХ века в экспозиции дают миниатюрные скульптуры из моржовой кости и цельные моржовые клыки с сюжетными изображениями, выполненными в технике гравировки (Ил. 7).

1. Наконечник гарпуна

1. Наконечник гарпуна

Чукотка, первая половина I тысячелетия н.э.

Моржовый клык, резьба, сверление, гравировка

9,5х2х1,5 см

Головка гарпунного древка

Головка гарпунного древка

Чукотка, первая половина I тыс. н.э.

Моржовый клык, резьба, инкрустация, гравировка, сверление

25,9х3,9х3,9 см

"Крылатый предмет", стабилизатор гарпуна

Чукотка, первая половина I тысячелетия н.э.

Моржовый клык, резьба, сверление, гравировка

19х6,4х3,5 см

Гарпунный комплекс, частичная реконструкция

Гарпунный комплекс, частичная реконструкция

Снеговые очки

Снеговые очки

Чукотка, первая половина I тыс.н.э.

Кость, резьба, гравировка

15.5х4.3х0.2 см

Зооморфная скульптура

Зооморфная скульптура

Чукотка, первая половина I тыс.н.э.

Моржовый клык, резьба, сверление, гравировка

13,2х5,3х3,5 см

Гравированный клык «Море и тундра»

Гравированный клык «Море и тундра»

Онно

Чукотка, 1920-е гг.

Моржовая кость, графит цветных карандашей, гравировка

50,5х4,2 см.

Наряду с работами чукотских косторезов в экспозиции можно увидеть произведения резчиков по кости из Якутии и Таймыра.

Эти миниатюрные скульптуры, детали оленьей упряжи и даже своеобразный календарь (пасхал) имеют длинную историю с конца ХIХ века. Между тем, они несут в себе аромат глубокой древности, поскольку выполнены не из моржового клыка, а из бивня мамонта. Останки этих гигантских животных, населявших сибирскую тундру в древнем каменном веке, до сих пор встречаются в Заполярье, и поэтому в народном искусстве якутов и долган сохранилась традиция резьбы по мамонтовой кости, возникшая в глубокой древности (Ил. 8).

Якутская экспозиция включает в себя традиционную деревянную посуду для кумыса, в том числе знаменитые кубки-чороны, а также ювелирные изделия, из которых особенно выделяются женские украшения сюрэх (в пер. «сердце») (Ил. 9).

Скульптура «Чудо-рыба»

Скульптура «Чудо-рыба»

Мамонтов К. М.

Якутия, 1985

Бивень мамонта, резьба, гравировка

14х6х4.5 см.

Нагрудное украшение сюрэх

Нагрудное украшение сюрэх

Якутия, XIX в.

Металл белый, металл желтый, кожа, стекло,ковка, штамповка, гравировка

48х6х0.5 см

Искусство народов Приамурья представлено деревянными ритуальными скульптурами, в том числе духа-охранителя (сэвэн). Эти предметы, как и пластика Чукотки, обладают ярко выраженной сакральной и магической окраской (ил. 10).

Ритуальная скульптура «сэвэн»

Ритуальная скульптура «сэвэн»

Хабаровский край, сер. ХХ в.

Дерево, гвозди, резьба

27х23 см (в сидячем положении)