Искусство Китая

3 этаж

Экспозиция позволяет представить развитие китайского искусства в хронологическом порядке

Экспозиция «Искусство Китая»

История Китая, по возрасту несколько уступающая таким древнейшим цивилизациям, как египетская и месопотамская, отличается удивительной стойкостью и непрерывностью преемственности культурных традиций. Экспозиция отражает состав музейной коллекции, которая насчитывает около 20 тысяч предметов, и позволяет представить развитие китайского искусства в хронологическом порядке.

 

Историография Китая строится по династийному принципу. В разделе  искусства Древнего Китая представлены произведения периодов Шан (XVI - XII вв. до н.э.), Чжоу (XII - V вв. до н.э.), Чжаньго (V - III вв. до н.э.) и Хань (206 г до н.э. - 220 г. н.э.), с показа которых открывается маршрут по залу.

В Китае с древнейших времен сформировалось особое мировоззрение, в основе которого лежит дуалистическая концепция бытия. Китайцы считали, что гармонию вселенной создавали Инь и Ян (Земля и Небо, женская и мужская ипостаси Вселенной).

В искусстве воплощением этого взаимодействия стал образ дракона с «пламенеющей жемчужиной», а также сочетание геометрических фигур, в частности круга и квадрата. Идею гармоничного состояния мира олицетворял узор лэйвэнь (напоминающий античный меандр), а также восемь триграмм багуа (комбинации прерывистых и непрерывных линий). Эти декоративные элементы можно увидеть на бронзовых и каменных сосудах древнекитайского искусства. Среди произведений кубки гу для возлияния жертвенного вина периода Шан (Ил. 1), сосуды цзун, выполненные из священного для китайцев нефрита, четырехгранной формы с триграммами (символизирующие Землю) и круглые диски би (Небо), относящиеся к периоду Чжаньго (Ил. 2).

 

1. Кубок гу

1. Кубок гу

Автор неизвестен

Период Шан (XVI—XII вв. до н.э.)

Бронза, литье

В. 26 см

2. Диск би

2. Диск би

Период Чжаньго (V–III вв. до н.э.)

Нефрит, резьба

Дм. 17 см

В разделе, посвященном искусству периода Хань, обращают на себя внимание произведения погребальной пластики, изображающих людей за разными занятиями и образцы ранней керамики с зеленоватой поливой.

Уникальным произведением является терракотовая голова даосского святого с трехлапой жабой на темени (Ил. 3). Традиция создания погребальной терракотовой пластики продолжилась уже в период Средневековья, в период Тан (VII - X вв.), когда государство после нескольких веков раздробленности объединилось в мощную империю.

Этот период связан с распространением буддизма, который сливается с традиционными учениями – даосизмом и конфуцианством, строительством храмовых комплексов и пагод, появлением книгопечатания, первых образцов фарфора (к сожалению, отсутствующих в нашей коллекции). Совершенствуется искусство керамики, о чем свидетельствуют изображения воинов, знатных придворных дам, верблюдов и лошадей, созданных в технике терракотовой пластики и декорированных росписью.

В залах представлена буддийская скульптура из бронзы от IV в., когда складывается буддийский канон в Китае, до XVII в. Выделяется деревянная статуя Гуаньинь – буддийского Божества милосердия, выполненная из дерева в X - XII вв. (Ил. 4).

3. Голова даоса с трехлапой жабой

3. Голова даоса с трехлапой жабой

Период Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

Керамика, раскраска

В. 19 см

4. Гуаньинь, бодхисаттва милосердия

4. Гуаньинь, бодхисаттва милосердия

Период Сун (960—1279)

Дерево, резьба

В. 150 см

Особое место в китайской культуре занимает керамика периода Сун (X - XIII вв), отражающая эстетические и философские принципы чань-буддизма и даосизма, основанных на постижении законов бытия не логическим, а интуитивным путем.

Художественный облик изделий отражал идею «незавершенности», «естественности», что проявляется в нарочито неровных очертаниях и причудливых свободных потеках глазури. Представлены изделия разных типов, таких как лунцюань, цычжоу, цзюнь, имеющих свои стилистические и технологические особенности. (Ил. 5)

Китай является родиной фарфора, который до XVIII века в Европе называли «китайский секрет». Развиваясь на протяжении веков, производство фарфора достигло своего совершенства в периоды Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.). С XIV века создаются изделия, расписанные подглазурным синим кобальтом, а позже цветовая палитра усложняется полихромными эмалями и железными красками (Ил.7). Целый ряд изделий декорирован в колористических гаммах «зеленого семейства», «черного семейства» и «розового семейства» (Ил. 6). 

5. Ваза

5. Ваза

X—XIII вв.

Керамика, глазурь, тип лунцюань

В. 19,2 см

6. Блюдо

6. Блюдо

Нач. XV в.

Фарфор, подглазурная роспись кобальтом

Дм. 38 см

Классическая китайская живопись представлена горизонтальными и вертикальными свитками, а также альбомными листами.

При этом творческие методы старых художников были разными: они работали в технике монохромной живописи тушью, а также в полихромной водяными красками. Использовали манеру гунби (прилежная кисть), скорописную и бескостную. Именно в манере последней создал серию альбомных листов на тему «цветы-птицы» художник Юнь Шоупин (1633-1690) (Ил. 7).

Подлинным шедевром является пейзаж в стиле «сухая тушь» художника Чжа Шибяо (1615-1698), в котором мастер передает ощущение прозрачности осеннего воздуха, легкое движение ветвей обнаженных деревьев. Среди горизонтальных свитков выделяется работа выдающегося художника XVI века Цю Ина «Поэма о покинутой жене».

Особо ценилась в Китае каллиграфия, т.е. «искусство красивого письма». Композиция Чжу Юньмина, выполненная скорописью цаошу, отличается выразительностью линий, контрастным сопоставлением насыщенных мазков и беглых штрихов сухой кисти (Ил. 8).

 

8. Каллиграфия

8. Каллиграфия

Чжу Юньмин

Кон. XV – нач. XVI в.

Бумага, тушь

184х50 см

7. Пион (Альбомный лист)

7. Пион (Альбомный лист)

Юнь Шоупин (1633-1690)

XVII в.

Шелк, водяные краски, гуашь

26.7×32.8 см

Один из разделов посвящен китайскому официальному костюму периода Цин.

Здесь представлены халаты, в декоре которых отражалась космологическая символика, квадратные буфаны – знаки отличия чиновников по рангам, выставлены женские китайские и маньчжурские кофты, созданные в технике гобеленного ткачества кэсы или украшенные сложной вышивкой, называемой в Китае сюхуа (живопись иглой) (Ил. 9).

Костюм дополнялся бусами, украшениями для прически из серебра, футлярами для длинных ногтей, которые также экспонируются в зале.

Китайские табакерки – флакончики для нюхательного табака, создавались в 18-19 вв. из самых разных материалов, например камня, фарфора, стекла. Вызывают удивление табакерки, расписанные по стеклу изнутри крохотными кисточками через узкое отверстие в горлышке. (Ил. 10).

В разделе лаков можно видеть резной «пекинский» лак, расписной кантонский и фучжоусский «бестелесный» (т.е. имеющий тончайшую тканевую основу). Широко в экспозиции представлены китайские перегородчатые и расписные эмали, резная слоновая кость, художественная резьба по дереву и камню (Ил 11).

О сохранении лучших классических традиций свидетельствуют образцы китайской национальной живописи гохуа, в создании которых принимали участие гениальные мастера 20 века Ци Байши, Сюй Бэйхун и Фу Баоши.

9. Кофта женская с юбкой

9. Кофта женская с юбкой

XIX в.

Шелк, вышивка гладью и узелковым швом

Дл. кофты -106.5 см, дл. юбки - 92 см

10. Табакерка

10. Табакерка

XVIII в.

Агат, резьба

В. 6 см

11. Скульптурное изображение слона с вазой

11. Скульптурное изображение слона с вазой

XVIII в.

Металл, перегородчатая эмаль, золочение

В. 33 см