Chineese Art

3th floor

Экспозиция позволяет представить развитие китайского искусства в хронологическом порядке

Экспозиция «Искусство Китая»

Being younger than ancient Egypt and Mesopotamia China however maintained the continuance of traditions and has its own steady path.

The collection of Chinese art in museum includes more than twenty thousand of items. The most significant of them are presented at exhibition and are showing the development of Chinese culture in chronological order.

Историография Китая строится по династийному принципу. В разделе  искусства Древнего Китая представлены произведения периодов Шан (XVI - XII вв. до н.э.), Чжоу (XII - V вв. до н.э.), Чжаньго (V - III вв. до н.э.) и Хань (206 г до н.э. - 220 г. н.э.), с показа которых открывается маршрут по залу.

В Китае с древнейших времен сформировалось особое мировоззрение, в основе которого лежит дуалистическая концепция бытия. Китайцы считали, что гармонию вселенной создавали Инь и Ян (Земля и Небо, женская и мужская ипостаси Вселенной).

В искусстве воплощением этого взаимодействия стал образ дракона с «пламенеющей жемчужиной», а также сочетание геометрических фигур, в частности круга и квадрата. Идею гармоничного состояния мира олицетворял узор лэйвэнь (напоминающий античный меандр), а также восемь триграмм багуа (комбинации прерывистых и непрерывных линий). Эти декоративные элементы можно увидеть на бронзовых и каменных сосудах древнекитайского искусства. Среди произведений кубки гу для возлияния жертвенного вина периода Шан (Ил. 1), сосуды цзун, выполненные из священного для китайцев нефрита, четырехгранной формы с триграммами (символизирующие Землю) и круглые диски би (Небо), относящиеся к периоду Чжаньго (Ил. 2).

 

Gu cup

Gu cup

Автор неизвестен

Shang dynasty (16th–12th cent. BC)

Bronze, casting

Н. 26 cm

Bi disc

Bi disc

Warring States period (5th–3d cent. BC)

Jade, carving

D. 17 cm

В разделе, посвященном искусству периода Хань, обращают на себя внимание произведения погребальной пластики, изображающих людей за разными занятиями и образцы ранней керамики с зеленоватой поливой.

Уникальным произведением является терракотовая голова даосского святого с трехлапой жабой на темени (Ил. 3). Традиция создания погребальной терракотовой пластики продолжилась уже в период Средневековья, в период Тан (VII - X вв.), когда государство после нескольких веков раздробленности объединилось в мощную империю.

Этот период связан с распространением буддизма, который сливается с традиционными учениями – даосизмом и конфуцианством, строительством храмовых комплексов и пагод, появлением книгопечатания, первых образцов фарфора (к сожалению, отсутствующих в нашей коллекции). Совершенствуется искусство керамики, о чем свидетельствуют изображения воинов, знатных придворных дам, верблюдов и лошадей, созданных в технике терракотовой пластики и декорированных росписью.

В залах представлена буддийская скульптура из бронзы от IV в., когда складывается буддийский канон в Китае, до XVII в. Выделяется деревянная статуя Гуаньинь – буддийского Божества милосердия, выполненная из дерева в X - XII вв. (Ил. 4).

Taoist head with three-legs toad

Taoist head with three-legs toad

Han dynasty (206 BC–220 AD)

Ceramics, painting

H. 19 cm

Guanyin, Buddhist bodhisattva associated with compassion

Guanyin, Buddhist bodhisattva associated with compassion

Song dynasty (960–1279)

Wood, carving

H. 150 cm

Особое место в китайской культуре занимает керамика периода Сун (X - XIII вв), отражающая эстетические и философские принципы чань-буддизма и даосизма, основанных на постижении законов бытия не логическим, а интуитивным путем.

Художественный облик изделий отражал идею «незавершенности», «естественности», что проявляется в нарочито неровных очертаниях и причудливых свободных потеках глазури. Представлены изделия разных типов, таких как лунцюань, цычжоу, цзюнь, имеющих свои стилистические и технологические особенности. (Ил. 5)

Китай является родиной фарфора, который до XVIII века в Европе называли «китайский секрет». Развиваясь на протяжении веков, производство фарфора достигло своего совершенства в периоды Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.). С XIV века создаются изделия, расписанные подглазурным синим кобальтом, а позже цветовая палитра усложняется полихромными эмалями и железными красками (Ил.7). Целый ряд изделий декорирован в колористических гаммах «зеленого семейства», «черного семейства» и «розового семейства» (Ил. 6). 

Vase

Vase

10-13 cent.

Ceramics, glaze, Longquan style

H. 19,2 cm

Plate

Plate

Early 15th century

Blue-and-white porcelain, underglaze cobalt painting

D. 38 cm

Классическая китайская живопись представлена горизонтальными и вертикальными свитками, а также альбомными листами.

При этом творческие методы старых художников были разными: они работали в технике монохромной живописи тушью, а также в полихромной водяными красками. Использовали манеру гунби (прилежная кисть), скорописную и бескостную. Именно в манере последней создал серию альбомных листов на тему «цветы-птицы» художник Юнь Шоупин (1633-1690) (Ил. 7).

Подлинным шедевром является пейзаж в стиле «сухая тушь» художника Чжа Шибяо (1615-1698), в котором мастер передает ощущение прозрачности осеннего воздуха, легкое движение ветвей обнаженных деревьев. Среди горизонтальных свитков выделяется работа выдающегося художника XVI века Цю Ина «Поэма о покинутой жене».

Особо ценилась в Китае каллиграфия, т.е. «искусство красивого письма». Композиция Чжу Юньмина, выполненная скорописью цаошу, отличается выразительностью линий, контрастным сопоставлением насыщенных мазков и беглых штрихов сухой кисти (Ил. 8).

 

Calligraphy

Calligraphy

Zhu Yunming

Late 15th cent./early 16th cent.

Paper, China ink

184х50 cm

Peony (album page)

Peony (album page)

Yun Shouping (1633-1690)

17th century

Silk, water based paints, gouache

26.7×32.8 cm

Один из разделов посвящен китайскому официальному костюму периода Цин.

Здесь представлены халаты, в декоре которых отражалась космологическая символика, квадратные буфаны – знаки отличия чиновников по рангам, выставлены женские китайские и маньчжурские кофты, созданные в технике гобеленного ткачества кэсы или украшенные сложной вышивкой, называемой в Китае сюхуа (живопись иглой) (Ил. 9).

Костюм дополнялся бусами, украшениями для прически из серебра, футлярами для длинных ногтей, которые также экспонируются в зале.

Китайские табакерки – флакончики для нюхательного табака, создавались в 18-19 вв. из самых разных материалов, например камня, фарфора, стекла. Вызывают удивление табакерки, расписанные по стеклу изнутри крохотными кисточками через узкое отверстие в горлышке. (Ил. 10).

В разделе лаков можно видеть резной «пекинский» лак, расписной кантонский и фучжоусский «бестелесный» (т.е. имеющий тончайшую тканевую основу). Широко в экспозиции представлены китайские перегородчатые и расписные эмали, резная слоновая кость, художественная резьба по дереву и камню (Ил 11).

О сохранении лучших классических традиций свидетельствуют образцы китайской национальной живописи гохуа, в создании которых принимали участие гениальные мастера 20 века Ци Байши, Сюй Бэйхун и Фу Баоши.

Woman jacket with skirt

Woman jacket with skirt

19th century

Silk, satin stitch and nodular embroidery

Дл. кофты -106.5 см, дл. юбки - 92 см

Snuff-bottle

Snuff-bottle

18th century

Agate, carving

H. 6 cm

Elephant with vase, sculpture

Elephant with vase, sculpture

18th century

Metal, Cloisonné enamel, gold plating

H. 33 cm