Religion and worship of Early Middle Asia

1th floor

Экспозиция представляет материалы по трем религиозным традициям (культ плодородия, эллинистические культы и верования; буддизм) и относящиеся к ним произведения искусства (Хорезм, Парфия, Северная Бактрия) с IV в. до н.э. по IV в. н.э.

The collection of antiques from Central Asia was forming during all museum`s history. Nowadays it includes dozens of thousands of objects created from Copper Age (4000 BC) till Timurid dynasty (14th-15th AD).

The exhibition demonstrates different religious traditions: a mother goddess who embodies the bounty of the Earth, Zoroastrianism, Hellenistic cults and Buddhism. The related artworks were made in Khwarazm, Parthia and Bactria from 4th century BC till 4th century AD.

Калалы-гыр 2 – культовый центр IV-II вв. до н.э. в Хорезме

Хорезм – древнейшая земледельческая историко-культурная область Средней Азии, расположенная в Южном Приаралье. В середине VI в. до н.э. она вошла в состав иранской державы Ахеменидов. В конце V – начале IV вв. до н.э. Хорезм выходит из под власти персидских царей и здесь возникает самостоятельное государственное образование. В IV-II вв. до н.э. в области низовьев Амударьи формируется своеобразная материальная и художественная культура.

Городище Калалы-гыр 2 расположено на территории древней Присаракамышской дельты Амударьи, на небольшой возвышенности, на берегу одного из дельтовых протоков – Чермен-Яб (Ил. 1,2). В процессе раскопок данного культурного центра был получен археологический материал, значительно расширивший наши представления о материальной и художественной культуре античного Хорезма.

Наиболее яркой категорией археологических предметов, обнаруженных на памятнике, является художественная керамика. В обширной коллекции сосудов выделяются полусферические керамические фляги с рельефными изображениями на плоской стороне, иллюстрирующие, по всей видимости, некоторые религиозные и мифологические представления древних хорезмийцев.

1. Калалы-гыр 2, общий вид руин

1. Калалы-гыр 2, общий вид руин

2. Калалы-гыр 2  (топографический план памятника)

2. Калалы-гыр 2 (топографический план памятника)

Персонаж хорезмийской мифологии, имеющий отношение к общеиранским космологическим мифам, изображен на уплощенной керамической крышке (Ил. 3).

Предмет был разбит в древности, но тогда же и отремонтирован. В центре круглого поля крышки изображена фигура полиморфного фантастического существа, шагающего вправо. Это существо с головой человека, ногами копытного (быка), туловищем кошачьего хищника и распахнутыми крыльями. Исследователи считают, что это изображение Гопатшаха – царя-быка иранской мифологии, обитающего в Эран-Веж, священной прародине иранцев, и совершающего служение богам на берегу моря. Важной деталью образа является полусферический предмет на голове персонажа – плетеная корзинка для переноски кирпичей, применявшаяся в строительной практике Месопотамии. Именно этот атрибут позволяет трактовать данное изображение как образ первостроителя, первочеловека в зороастрийской мифологии, шестое творение Ахурамазды, совершённое после разделения земли и неба. Важна нижняя часть рельефа, отделенная от фигуры полиморфного существа прямой полосой. Здесь, в виде традиционной для хорезмийских рельефов цепочки гор, изображена земля, а в центре – растение из трех побегов, выходящих из одного корня (т.н. «мировое древо»). По сторонам от растения симметрично расположены два кружка, олицетворяющие, по всей видимости, луну и солнце. Таким образом, можно предположить, что рельеф на крышке иллюстрирует начальные акты сотворения мира в представлении древних иранцев: в нижнем регистре изображено сотворение земли, небесных светил и оси мира в виде «мирового древа», а в верхнем – сотворение первого человека Гайомарта-Гопатшаха, «который первым слышал мысли и учения Ахурамазды и из которого (Ахурамазда) создал семью Иранских земель, семя Иранских земель».

3. Крышка с рельефным изображением крылатого фантастического существа Гопатшаха

3. Крышка с рельефным изображением крылатого фантастического существа Гопатшаха

Хорезм, Калалы-гыр 2, IV-II вв. до н.э.

глина, гончарный круг, оттиск в форме, горновой обжиг

Дм. 20 см

Помимо изделий местного производства, на Калалы-Гыр 2 были найдены предметы импорта из северных и северо-западных областей Ирана.

Это керамические ритоны – сосуды в виде рога, нижняя часть которых украшена протомой животного или фантастического существа. К таковым относится нижняя часть серо-глиняного сосуда в виде реалистично выполненной головки коня (Ил. 4). Снаружи изделие покрыто плотным черным ангобом и тщательно залощено. Упряжь с бляхами на перекрестьях ремней, также как и подстриженная грива, тщательно проработаны прорезными линиями, заполненными красной пастой. Считается, что возлияния из зооморфных сосудов, и прежде всего ритонов, служили заменой реальных жертвоприношений, особенно учитывая символическую тождественность крови и вина. Видимо поэтому излюбленными украшениями этих сосудов были протомы коней.

Помимо культовых атрибутов на памятнике были найдены и бытовые столовые сосуды – кубки, чаши, кувшины, которые также могли использоваться при совершении ритуальных действий (Ил. 5).

В собрании Музея хранится довольно многочисленная и представительная коллекция мелкой терракотовой пластики из Хорезма (Ил 6).

В основном это женские статуэтки (находки терракотовых статуэток мужчин известны в единичных экземплярах). Среди специалистов по археологии и истории искусства Средней Азии существуют различные мнения относительно назначения терракотовых статуэток. Женские терракотовые статуэтки различного облика часто отождествляют с иранской богиней Анахитой (богиня воды и плодородия). Однако такая интерпретация, приведенная в большинстве случаев без учета иконографии и атрибутов, выглядит мало убедительной. Более предпочтительной является точка зрения, согласно которой терракотовые фигурки изображали божества «низшего ранга». Так, в коллекции терракот из Калалы-гыр 2 выделяется пять типов женских статуэток. Это могли быть изображения покровительниц дома, домашнего очага или членов семьи, к «услугам» которых прибегали в каждом конкретном случае. В пользу этого предположения свидетельствует наличие  различных типов женских статуэток, отличающихся деталями одежды и, что более значимо, атрибутами, которые они держат в руках.

4. Протома ритона в виде головы лошади

4. Протома ритона в виде головы лошади

Хорезм, Калалы-гыр 2, IV-II вв. до н.э.

глина, гончарный круг, резьба по сырой глине, зеркальное лощение, инкрустация, горновой обжиг

8,3×4×7 см

5. Кубок чашевидный, Чаша – фиала, Кувшин

5. Кубок чашевидный, Чаша – фиала, Кувшин

Хорезм, Калалы-гыр 2, IV-II вв. до н.э.

глина, гончарный круг, ангобирование, горновой обжиг

Кубок чашевидный: в. 14,8; дм. 17,2 см Чаша-фиала: дм. 17 см; В. 9 см

6. Богиня с кувшином, Обнаженная богиня

6. Богиня с кувшином, Обнаженная богиня

Хорезм, Калалы-гыр 2, IV-II вв. до н.э.

глина, ручная лепка, оттиск в форме, ангобирование, горновой обжиг

В силу неизвестных нам пока обстоятельств культовый центр в конце II в. до н.э. погиб в огне внезапного пожара и больше не восстанавливался. Возможно, этот пожар был связан с принципиальной сменой религиозной идеологии в Хорезмийском государстве. Косвенно это предположение подтверждается тем, что в эпоху поздней античности (I в. до н.э. – III в. до н.э.) на территории Хорезма культовые центры, подобные Калалы-гыр 2 или Кой-Крылган-кала, как и вообще храмы круглой планировки, не известны.

Нисийские ритоны и эллинистические культы в Парфии (II в. до н.э.)

Городище Старая Ниса расположено в 18 км к западу от Ашхабада.

Оно представляет собой архитектурный комплекс, состоящий из нескольких сооружений, имеющих различное назначение, окруженных единой стеной (Ил. 7). По всей видимости, комплекс был местом проведения общественных ритуалов, связанных с культом правящей династии Аршакидов. Судя по найденным надписям на керамике, памятник в древности назывался Михридаткирт – в честь одного из наиболее знаменитых парфянских царей Митридата I (171-138 гг. до н.э.). Вероятно, он был построен в середине II в. до н.э. и просуществовал до середины I в. н.э.

В коллекции Государственного музея Востока имеются четыре ритона, найденные во время раскопок отрядом Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ) под руководством Елены Абрамовны Давидович на городище Старая Ниса осенью 1948 г.

7. Старая Ниса (общий вид и топографический план городища)

7. Старая Ниса (общий вид и топографический план городища)

Как было сказано выше, ритоны – это специальные сосуды для питья вина и ритуальных возлияний. Форма их может быть различной, но наиболее распространенными являются ритоны в виде рога. У ритонов в форме рога имеются две характерные черты – сливное отверстия и скульптурное завершение в нижней части сосуда в виде протомы животного или фантастического существа (Ил. 8).

Нисийские ритоны различаются по объему и, следовательно, по количеству вина, которое должен был употребить пирующий. Так, в ритоны небольшого объема можно было налить около 0,5 л жидкости, а в более крупные сосуды – до 1,5 л жидкости. При этом не следует забывать, что поставить на стол сосуд было невозможно, следовательно, пирующий вынужден был выпить всё налитое в него вино.

Нисийские ритоны обычно называют изделиями из слоновой кости, между тем, судя по использованным материалам (слоновая кость, дерево, камень, золото и др.), нисийские ритоны выполнены в хрисоэлефантинной технике. Это была греческая техника времени высокой античности (VI-V вв. до н.э.), принятая для изготовления изделий роскоши и дорогих культовых атрибутов. Нисийские ритоны повторяют форму слоновьих бивней, но сделаны они не из цельного бивня, а из нескольких частей, вырезанных из кусков разных бивней.

Скорее всего, данные ритоны некогда составляли дорогой парадный сервиз. Он был заказан для царя либо богатого вельможи, имевшего высокий социальный статус.

Нисийские ритоны являются ярким свидетельством эллинистического искусства, в котором соединились греческие и местные (иранские) черты. Деталью сосудов, имевшей важное смысловое значение для древних парфян, исследователи справедливо считают скульптурные изображения на концах сосудов. На ритонах, хранящихся в ГМВ, представлены протомы крылатого львогрифона, кентавра с женщиной на  плече, женщины с перевернутой амфорой (Ил. 9).

Нам неизвестно почему дорогой сервиз в какой-то момент оказался ненужным в ритуальных действиях, осуществлявшихся в Старой Нисе. Получив «почетную отставку», сервиз поступил в сокровищницу, где и был найден спустя более двух тысяч лет. Помимо археологов, которые обнаружили эти выдающиеся произведения древнего искусства, а также описали и интерпретировали их, важную роль в судьбе нисийских ритонов сыграли реставраторы (О.В. Обельченко, Г.А. Толстолуцкая, О.А. Мягкова и многие другие). Благодаря их титаническому труду, древние шедевры сегодня могут демонстрироваться в музеях Ашхабада, Москвы и Санкт-Петербурга.

8. Ритон с протомой в виде крылатого львогрифона

8. Ритон с протомой в виде крылатого львогрифона

Парфия, Старая Ниса, II в. до н.э.

хрисоэлефантинная техника (слоновая кость, камень, стеклянная паста, окраска)

В. 43,5 см

9. Ритон с протомой в виде крылатого кентавра

9. Ритон с протомой в виде крылатого кентавра

Парфия, Старая Ниса, II в. до н.э.

хрисоэлефантинная техника (слоновая кость, камень, стеклянная паста, окраска)

В. 30 см

Буддийский культовый центр Кара-тепе в Старом Термезе (Северная Бактрия, I-IV вв. н.э.)

В истории буддизма важное место занимает процесс распространения Учения из Индии в Китай.

На Втором буддийском соборе (IV в. до н.э.) было принято решение вести миссионерскую деятельность «во всем обитаемом мире», и уже в I в. н.э. буддийские монахи достигли Китая. Еще через четыреста лет (в начале V в. н.э.), когда буддизм укрепил свои позиции в Поднебесной империи, буддийские монахи из Китая стали совершать паломничества в Индию – на родину основателя Учения. Один из основных путей в этом процессе движения буддийских монахов из Индия в Китай и из Китая в Индию проходил через несколько историко-культурных регионов Средней Азии, в том числе через Северную Бактрию, часть которой занимает территорию юга Узбекистана. Именно на этом пути, в пригородах некогда большого города Тармита (Термез) и располагался культовый центр Кара-тепе, который по праву является  ключевым буддийским памятником в регионе.

Кара-тепе занимает три холма и небольшое пространство вокруг них общей площадью около семи гектар на северо-западной окраине городища Старый Термез, известного по письменным источникам как Тармита (Ил. 10,11). Среди архитектурных сооружений, раскопанных на Кара-тепе, выделяются два типа построек: наземные и наземно-пещерные.

В настоящее время раскопано более десяти наземно-пещерных комплексов. На основании монетных находок, начало их строительства датируется концом I – началом II вв. н.э. Со временем происходило как соединение разных комплексов (иногда между ними разбирались отделяющие их стены), так и разделение одного комплекса на два (путем строительства во дворах стен из сырцового кирпича). В эпоху максимального расцвета Кара-тепе (сер. II – нач. III вв. н.э.) наземно-пещерные помещения на южном и западном холмах воспринимались, скорее всего, как некое единое целое.

Архитектурные сооружения Кара-тепе имели различное декоративное оформление (скульптура, настенная живопись), фрагменты которого были найдены во время раскопок. Многие сооружения были украшены каменным архитектурным декором – обнаружены базы и капители колонн и пилястров, облицовочные плитки. Кроме того, в интерьерах располагались каменные статуи и рельефы, содержавшие изображения сцен из жизни Будды. В соответствие с эллинистической традицией скульптура и рельефы были окрашены в разные цвета: сохранились следы зеленой, красной, синей и черной красок.

Помимо каменного архитектурного декора и скульптуры, каратепинские сооружения украшала глино-ганчевая скульптура (ганч – среднеазиатская разновидность алебастра). Как правило, глино-ганчевая скульптура Кара-тепе была пристенной, располагалась на специальных постаментах, либо в нишах. Обычно, скульптура делалась на камышовом или деревянном каркасе, вокруг которого послойно формировалась глиняная основа. Поверх основы наносился слой скульптурной глины, либо ганча. На этом слое вручную, либо с помощью штампов производилась моделировка. Штампы использовались для изготовления лиц, голов, ушей, кистей рук, ступней ног, ювелирных украшений и других частей. Собранная и смоделированная скульптура покрывалась слоем специальной глины, выполнявшей роль подгрунтовки, а затем расписывалась. Изредка лицо Будды или оголенные участки его тела покрывались позолотой.

10. Двор монастыря на северном холме Кара-тепе

10. Двор монастыря на северном холме Кара-тепе

11. Кара-тепе, топографический план руин монастыря

11. Кара-тепе, топографический план руин монастыря

Образ Будды, известный нам по каратепинской скульптуре, соответствует классической буддийской иконографии кушанского времени.

Историки искусства считают, что именно в I в. н.э. происходило формирование антропоморфного образа Будды. Известно, что этот образ имеет специальные знаки (лакшаны), которые отличали его от обычных людей. На фрагменте одной из статуй имеется весь набор классических лакшан – выступ на темени (ушниша), специальный знак на лбу (урна), лучистый нимб (мандорла) за головой (Ил. 12). Еще один фрагмент каратепинской глино-ганчевой скульптуры – голова персонажа с закрученными усами в зеленом тюрбане – изображает бодхисатву (Ил. 13). По надписям на керамике мы знаем, что обитатели буддийского культового центра Кара-тепе были махасангхиками, представлявшими одну из школ хинаяны (ранний буддизм). Известно, что в их учении существовал культ только одного бодхисатвы – Сиддхартхи, поэтому данный образ можно интерпретировать как его изображение. В репертуаре скульптуры Кара-тепе встречаются фрагменты от изображений различных персонажей, окружавших Будду, и в первую очередь донаторов (Ил. 14). Об этом можно судить по кистям рук с цветами, которые служили одним из основных объектов дарения. Выявлены многочисленные свидетельства ремонта и замены скульптурного декора.

12. Голова Будды (фрагмент скульптуры)

12. Голова Будды (фрагмент скульптуры)

Северная Бактрия, Кара-тепе, двор комплекса Е, нач. III в. н.э.

глиняная основа, ганч, штамповка в разных матрицах, сборка, подгрунтовка, роспись, золочение

В. 13 см; дл. 22 см

13. Голова бодхисаттвы (фрагмент скульптуры)

13. Голова бодхисаттвы (фрагмент скульптуры)

Северная Бактрия, Кара-тепе, двор комплекса Е, нач. III в. н.э.

глиняная основа, ганч, штамповка в разных матрицах, сборка, подгрунтовка, роспись

18×12×11 см

14. Голова поклоняющейся женщины (фрагмент скульптуры)

14. Голова поклоняющейся женщины (фрагмент скульптуры)

Северная Бактрия, Кара-тепе, двор комплекса Е, нач. III в. н.э.

глиняная основа, штамповка, подгрунтовка, роспись

6,5×8,2×11,5 см

Наряду со скульптурой значительное место в интерьерах Кара-тепе занимала настенная живопись.

В репертуаре каратепинских художников были разнообразные меандры, разноцветные ряды треугольников, которые дополнялись буддийскими символами (пурна-гхатой, свастиками). В наземных помещениях, особенно во дворах и святилищах, стены украшались полихромной сюжетной живописью. Наряду с небольшими фрагментами до нас дошла выразительная сцена, изображающая Будду с учениками в парке (Ил. 15).

За долгие годы раскопок на Кара-тепе был получен интересный комплекс керамических сосудов, большая часть которых относится к позднекушанскому периоду (III – перв. пол. IV вв. н.э.). Отличительная особенность этого комплекса состоит в том, что в нем представлена в основном столовая посуда (Ил. 16). В основном это чаши для приема пищи и кувшины для хранения воды.

Образцы хозяйственной, тарной и кухонной посуды на Кара-тепе исчисляются единицами.

Это вполне объяснимо, если учитывать, что буддийские монахи, согласно традиции, не вели никакого хозяйства и существовали на пожертвования. Вместе с тем, в комплексе есть керамические изделия, указывающие на их использования в ритуалах, что подчеркивает культовый характер памятника. Это, прежде всего, кувшины с трубчатым носиком (кундика), применявшиеся для омовений (Ил. 17). Помимо этого на Кара-тепе, как и на других буддийских памятниках Бактрии, было найдено большое число однотипных светильников-плошек  (Ил. 18). Они использовались монахами, обитавшими в пещерных помещениях, приносились в качестве даров мирянами-посетителями.

15. Будда с учениками (фрагмент настенной живописи)

15. Будда с учениками (фрагмент настенной живописи)

Северная Бактрия, Кара-тепе, двор комплекса Б, II-III вв. н.э.

Лессовая основа, ганчевая подгрунтовка, минеральные краски

72×117 см

16. Кувшин амфоровидный, Чаша

16. Кувшин амфоровидный, Чаша

Северная Бактрия, Кара-тепе, III – перв. пол. IV вв. н.э.

глина, гончарный круг, ангобирование, лощение по ангобу, горновой обжиг

17. Кундика – сосуд для омовений

17. Кундика – сосуд для омовений

Северная Бактрия, Кара-тепе, III – перв. пол. IV вв. н.э.

глина, гончарный круг, ангобирование, лощение по ангобу, горновой обжиг

В. 24,4 см

18. Светильник-плошка

18. Светильник-плошка

Северная Бактрия, Кара-тепе, III – перв. пол. IV вв. н.э.

глина, ручная лепка, оттиск в форме, ангобирование, горновой обжиг

Дм. 7,2 см

Важную роль в изучении Кара-тепе сыграл богатый эпиграфический материал. Как правило, это надписи, сделанные тушью на керамических сосудах (Ил. 19).

Они выполнены четырьмя видами письма (кхароштхи, брахми, греческим и письмом неизвестного происхождения) на четырех языках (гандхари, санскрит, бактрийском и на неизвестном языке). Благодаря надписям мы знаем, что в монастыре проживали представители школы махасангхиков.

Среди разнообразных надписей выделяются две большие группы – владельческие и посвятительные. Во владельческих надписях указываются имена монахов и их звания. Практически все известные имена индийского происхождения. Однако это ничего не говорит об индийском происхождении монахов, проживавших на Кара-тепе. Дело в том, что при поступлении в буддийскую общину новому буддисту присваивали новое имя, которое, как правило, было индийским. В посвятительных надписях встречаются имена и титулы донаторов, причем среди титулов упоминаются «правитель», «казначей», «военачальник(?)», т.е. представители местной бактрийской знати.

К эпиграфике относятся и некоторое количество сохранившихся надписей брахми на стенах пещерных помещений, сделанных в пояснение живописи, которую они сопровождают.

19. Кундика –  сосуд для омовений

19. Кундика – сосуд для омовений

Северная Бактрия, Кара-тепе, III – перв. пол. IV вв. н.э.

Глина, гончарный круг, ангобирование, лощение по ангобу, горновой обжиг

В. 32,5 см

К началу арабского завоевания Термеза и его округи в конце VII – начале VIII вв. н.э. некогда огромный культовый центр окончательно запустел. По многочисленным граффити можно судить, что еще до начала XII в. полузасыпанные пещеры посещали мусульманские отшельники, проводившие в них время поста. Позднее руины монастыря превратились в бесформенные холмы, а местность получила у местных жителей зловещее название Кара-тепе («Черный холм»).