South-East Asian Art

1th floor

Экспозиция Юго-Восточной Азии состоит из разделов, посвященных культуре таких крупных стран, как Вьетнам, Индонезия, Мьянма (Бирма), Таиланд, Лаос и Камбоджи

The countries of Southeastern Asia form a unique region with common history and culture from ancient times. The establishment of states began there at 1st century AD when the ideas of Buddhism and Hinduism got widespread. At the same time local beliefs as animism, totemism and ancestor worship were continuing to influence the art, culture and traditions of peoples.

The collection of Southeastern Asian art is one of the newest in the State Museum of Oriental Art. It was collected in 1970-80s and includes the pieces from Vietnam, Indonesia, Myanmar, Thailand and Laos.

Вьетнам

Хронологические рамки памятников Вьетнама, находящихся в экспозиции, охватывают период с XI по XX в.

К правлению династий Ли и Чан (XI – XV вв.) относятся керамические сосуды, выполненные в технике подглазурной росписи кобальтом и минеральными красками.

В средневековую эпоху высокого расцвета достигает культовая скульптура, представление о которой дают образцы XVII – XIX вв.: изображение Будды-младенца (Ил. 1), Будды в Паринирване, бодхисаттвы милосердия Куан Ам (Ил. 2), данной в двух ипостасях – в образе монахини и двенадцатирукого божества. Деревянные скульптуры покрыты лаком, позолочены и раскрашены. Традицию резьбы по дереву демонстрируют также домашний алтарь для духа-предка в виде резного позолоченного шкафчика, храмовое кресло и штандарты с благопожелательными изображениями (Ил. 3).

К изделиям декоративно-прикладного искусства конца XIX – начала XX в. относятся принадлежности кабинета ученого: створки настольной ширмы, украшенной росписью и накладками из кости, настольный экран из мрамора с фигурой фантастического льва, серебряная курильница и деревянный кальян с инкрустацией перламутром (Ил. 4).

В XX в. во Вьетнаме получает широкое развитие лаковое искусство. В экспозиции можно увидеть большое черно-лаковое блюдо 1980-х гг., сделанное из цельного среза дерева, с перламутровой инкрустацией на сюжет средневековой легенды о полководце Ле Лое (Ил. 5). Работа знаменитого художника Нгуен Фан Тяня «Игры детей» (1961 г.) дает представление о вьетнамской живописи на шелке.

1. Sculpture of Buddha-child

1. Sculpture of Buddha-child

late 19th century

Сarved gilt wood, lacquer

В. 46 см

2. Куан Ам в горах

2. Куан Ам в горах

Нач. XVIII в.

дерево, лак, резьба, позолота

В. 68 см

3. Алтарь для духа предка

3. Алтарь для духа предка

Нач. XIX в.

дерево, резьба, лак, позолота

В. 91,2 см

4. Створки настольной ширмы

4. Створки настольной ширмы

Нач. XX в.

Дерево, кость, лак, резьба, роспись, тонировка

50,2 × 14 см - каждая створка

5. Блюдо с изображением легенды о Золотой черепахе

5. Блюдо с изображением легенды о Золотой черепахе

1970-е – нач. 1980-х гг.

дерево, лак, инкрустация перламутром, гравировка

Индонезия

Раздел Индонезии знакомит с основными видами традиционного искусства страны.

Важную роль здесь играет холодное оружие, прежде всего кинжалы крисы, выполняющие как боевую, так и ритуально-магическую функции. В экспозиции находятся крисы XVII – XX вв. с островов Ява, Бали, Суматра. Их прямые и волнообразные клинки украшают сложные узоры памор, а деревянные и костяные рукояти – фигуры предков, индуистских божеств и демонов (Ил. 6).

 Ценным экспонатом является живописное панно XIX в., выполненное по мотивам известного индуистского мифа о пахтании Мирового океана (Ил. 7).

Искусство батика, которым прославились мастерицы Явы, образно называют «рисованием узоров на сердце». На экспонируемых батиках XIX–XX вв. запечатлены классические орнаменты паранг, тамбал, кавунг и другие, имеющие символическое значение.

Куклы теневого театра ваянг кулит (ваянг пурво), вырезанные из кожи и раскрашенные, показаны на фоне белого экрана с подсветкой и представляют персонажей «Рамаяны» и «Махабхараты» (Ил. 8). Среди деревянных марионеток театра ваянг голек наиболее выразительны мифический змей Антабога (XIX в.) и шут Семар. Представлены также маски ваянг топенг – еще одного популярного в Индонезии вида театрального искусства.

На резных створках уникальной балийской ширмы сер. XX в. запечатлена битва благородных героев Пандавов со злобными Кауравами из эпоса «Махабхарата». Традиционную балийскую резьбу по дереву демонстрируют расписанные яркими красками скульптуры льва синги XIX в., индуистских богов, щелевой барабан, а также маска ведьмы Рангды XX в (Ил. 9). Оригинальность форм и высокое мастерство исполнения отличают современную неокрашенную пластику.

Языческие верования народов Малайского архипелага отражают различные предметы XIX–XX вв.: фигуры предков и духов-охранителей с Суматры, Бали, Новой Гвинеи, календарь, гадательная книга и рог для снадобий батакских жрецов, меч ниасского воина, а также тканиручного ткачества.

6. Кинжал-крис

6. Кинжал-крис

сер. XX в.

сталь, дерево, ковка, резьба

Общ. длина 59,8 см

7. Панно «Пахтание океана»

7. Панно «Пахтание океана»

Неизвестный автор

Кон XIX – нач. XX в.

холст, клеевые краски

135×145,5 см

8. Равана (Дасамука) – кукла театра ваянг кулит (ваянг пурво)

8. Равана (Дасамука) – кукла театра ваянг кулит (ваянг пурво)

Сер. XX в.

кожа, рог, резьба, роспись клеевыми красками

В. без опоры 83 см

9. Лев - синга

9. Лев - синга

о. Бали, XIX в.

Дерево, резьба, роспись

В. 46,2 см

Мьянма

В разделе Мьянмы период древности показан погребальной урной II в. н.э. из Бейтэноу, столичного города народа пью, жившего в I–IX вв. в долине реки Иравади.

Расцвет раннесредневековой культуры происходит в эпоху Паганского королевства (1044–1267 гг.). Экспонируемые терракотовые таблички с изображением будд, бодхисаттв и мифических существ – типичные для этого времени вотивные предметы (Ил. 10). Мраморная голова ученика Будды XIII в., на которой сохранились остатки росписи и позолоты, является фрагментом алтарной композиции (Ил. 11).

Традиционное искусство резьбы по дереву демонстрируют произведения XIX в.: две алтарные скульптуры Будды, сидящего в позе лотоса (падмасана) с жестом «касания земли» (бхумиспаршамудра), означающим победу Будды над демоном Марой и достижение им Просветления (Ил. 12), а также фрагменты архитектурного декора из Мандалая и Сагайна, выполненные в виде духа ната, змееобразного дракона ная, мифического существа кейнаи (получеловека-полуптицы), и четырехстворчатая ширма.

Экспонируемые изделия из лака дают представление об оригинальных техниках лакового искусства Мьянмы. Голова Будды XVIII в. имеет основу из ткани, пропитанной лаком, а фигурка монаха-пхоунчжи середины XX в. вылеплена из лаковой массы и позолочена. Лаковое панно «Рождение Будды» (1970-е гг.) украшено полихромной гравировкой, а панно по мотивам средневековых росписей и столик – сусальным золотом в технике швейзэва («золотой листок») (Ил. 13).

Из произведений торевтики выделяется серебряный сосуд XIX в., целиком покрытый чеканными горельефными композициями на темы буддийских легенд (Ил. 14). О мастерстве оружейников можно судить по образцу парадного меча дахей начала XX в.

9. Вотивная табличка

9. Вотивная табличка

XII–XIII вв.

Терракота

9,2×14 см

10. Голова буддийского монаха

10. Голова буддийского монаха

XIV в.

мрамор, резьба, роспись, позолота

В. 12,4 см

11. Будда – победитель Мары

11. Будда – победитель Мары

XIX в.

дерево, лак, сусальное золото, резьба

В. 58,5 см

12. Столик на трех ножках с изображением символов планет

12. Столик на трех ножках с изображением символов планет

1970-е гг.

дерево, лак, сусальное золото, техника швезава

В. общая 36,5; Дм. 30,5 см

13. Сосуд для подношений со сценами из легенд о Манохари

13. Сосуд для подношений со сценами из легенд о Манохари

Кон. XIX в.

cеребро, чеканка, гравировка

В. 22 см, дм. тулова 33 см

Таиланд

Экспозиция Таиланда включает бронзовые изображения будд позднего периода Аюттхаи (XV – XVIII вв.) и Бангкокской эпохи (кон. XVIII – нач. XX в.).

Они расположены на ступенчатой подставке, имитирующей конструкцию храмового алтаря, и представляют различные иконографические типы. Статуи «коронованного» Будды (в короне и с украшениями) отражают представление о нем как о Вселенском монархе и повелителе Дхармы – буддийского учения. Фигура Будды, сидящего на семиглавом змее-наге, напоминает эпизод спасения его королем нагов во время наводнения. Композиция, изображающая Будду и прислуживающих ему слона и обезьяну, связана с легендой о пребывании Учителя в лесу Парилейяка (Ил. 15).

Помимо культовой пластики в экспозиции находится большая позолоченная алтарная ваза с лотосами XX в., декорированная мозаикой из зеркального стекла.

14. Будда со слоном и обезьяной

14. Будда со слоном и обезьяной

XIX в.

металл, литье, позолота

В. 25,3 см

Лаос

Произведения искусства Лаоса XVIII – XX вв. выполнены в традициях, сформировавшихся еще в эпоху первого лаосского государства Лансанг (XIV – нач. XVIII в.).

Изяществом и мягкостью моделируемых объемов отличаются деревянные скульптуры Будды кхофон (вызывающий дождь) и Будды лила (идущий), созданные в провинции Луангпхабанг (Ил. 16).

Вышитая золотными нитями фигура сидящего Будды украшает опахало – важный атрибут буддийского культа (Ил. 17).

В экспозиции находятся также буддийские металлические амулеты, серебряный футляр для хранения извести, оружие и редкий образец лаосской книги XVIII – начала XIX в., которая написана по традиции на пальмовых листьях и снабжена деревянными обложками.

15. Будда лила и Будда кхофон

15. Будда лила и Будда кхофон

XVIII в.

дерево, лак, резьба, позолота

В. 27 см; В. 25,4 см

16. Монашеское опахало кханталабат

16. Монашеское опахало кханталабат

Нач. XX в

дерево, бархат, золотная нить, шитье

89,5×40 см