Indian Art

2th floor

Индийская коллекция насчитывает более трех тысяч предметов, значительную ее часть составляет текстиль, есть также изделия и дерева и металла, лаки, резная кость, оружие

The collection of Indian art in the museum includes more than three thousand of pieces. The most part of it is textile products but woodworks, metal products, lacquerware,ivory handicrafts, paintings and arms are also widely represented. The collection of Indian painting consists of traditional pictures, miniature, contemporary art as well graphics and oil painting.

Искусство Древней и Средневековой Индии нашло свое отражение в коллекции буддийского искусства.

Это фрагменты скульптуры из резного раскрашенного штука и великолепная металлическая пластика: изображения будд и бодхисаттв, выполненные в мастерских при крупных монастырях Северной Индии. Технология литья по утраченной восковой модели сочетается здесь с позолотой и инкрустацией драгоценными и полудрагоценными камнями (Ил. 1,2).

 

Музей по праву гордится собранием миниатюры – как могольской (Ил. 3), так и североиндийской раджпутской (Ил. 4).

Его жемчужиной стали ныне разрозненные листы некогда единой рукописи мемуаров основателя династии Великих Моголов - Бабура. Миниатюры «Бабур-наме» были выполнены в XVI в. в мастерских его внука, падишаха Акбара. Это не только удивительной образец тончайшей работы живописи, но и бесценный документ эпохи: в своих воспоминаниях Бабур описал ключевые события, свидетелем которым был, военные походы и дипломатические приёмы, а также и флору и фауну Индии, которая стала его второй родиной.

1. Голова Будды

1. Голова Будды

III в.

Камень, раскраска

18×12 см

2. Манджушри Сидхаикавира (ритуальная скульптура)

2. Манджушри Сидхаикавира (ритуальная скульптура)

IX-X в.

Латунь, позолота, раскраска

В. 16,2 см

3.  Миниатюра из рукописи «Бабур-наме»

3. Миниатюра из рукописи «Бабур-наме»

XVI в.

Бумага, темпера

25,8 × 15,7 см

4. Кришна и его супруга

4. Кришна и его супруга

XVIII в.

Бумага, темпера

19,6 × 10,7 см

Коллекция оружия в собрании музея небольшая, но весьма ценная.

В ней есть могольские ножи и кинжалы с великолепными нефритовыми рукоятями, инкрустированными перламутром и драгоценными камнями в технике кундан (Ил. 5), оформленные тонкой золотой насечкой булавы и топорики, изящная пороховница из резной слоновой кости. В постоянной экспозиции можно увидеть редкий щит из кожи носорога, выполненный по уникальной индийской технологии – он очень лёгок и прочен, а его внешняя сторона украшена росписью под лаком (Ил. 6).

 

В музейном собрании широко представлено декоративно-прикладное искусство.

В постоянной экспозиции можно увидеть ларцы-кабинеты – резные и украшенные инкрустацией слоновой костью, выполненные в уникальной технике бидри и оформленные серебряной чеканкой крупные сосуды, тончайшей работы невесомые кашмирские шали. Особый интерес представляют детали резной колесницы, некогда служившей для праздничных процессий в храме. Они представляют собой съемные деревянные панели с рельефами, на которых изображены божества индуистского пантеона

Коллекция индийской керамики небольшая, но в ней тоже есть уникальные предметы – бело-голубые джайпурские сосуды и изделия бомбейской художественной школы, известные в Европе как «Керамика страны чудес» (Ил. 7).

5. Кинжал

5. Кинжал

XVII в.

Сталь, нефрит, золото, драгоценные камни

Дл. 38 см

6. Щит

6. Щит

XVIII в.

Кожа носорога, металл, лак, роспись

Дм 43 см

7. Сосуд

7. Сосуд

XIX в.

Глина, подглазурная роспись

В. 36 см

Народное искусство Индии представлено в собрании наиболее полно.

Коллекция бенгальских ремесел содержит и знаменитую глиняную пластику Банкуры, и народную игрушку, и свитки бродячих сказителей патуа. Есть в музее и уникальный алтарь богини Дурги для праздника Дурга-пуджа, выполненный из резного тростника шола (Ил. 8). Орисское искусство демонстрируют красочные многофигурные картины пата-читры, раскрашенные изделия из дерева и папье-маше. Коллекция металлической вотивной пластики дхокра дает представление об искусстве племен Центральной Индии. Бихар представлен рисунками митхильских художниц мадхубани (Ил. 9). Выполненные в технике каламкар ритуальные завесы происходят из Гуджарата и Андхра-Прадеш – одну из них, посвященную богине Дурге, можно увидеть в постоянной экспозиции «Искусство Индии».

8. Дурга Махишасурамардини

8. Дурга Махишасурамардини

XX в.

Шола, резьба

В.129 см

9. Богиня Кали (мадхубани)

9. Богиня Кали (мадхубани)

Диваш Чандра Джха

XX в.

Бумага, гуашь, тушь

23,0 × 13,5 см