Экспозиция дает представление об искусстве Ирана с времен древности до конца XIX в., а также о развитии художественного ремесла и живописи в Сирии, Египте, Ираке, Алжире, Тунисе и Йемене в XIX-XX вв.
Iran, Afghanistan, Turkey and Arabic countries made a great contribution to the world cultural heritage. The collection of Near East and Middle East art is one of the most bright in the museum.
The exhibition of Iranian art demonstrates the country`s culture from ancient times till the end of 19th century. It includes ceramics, Lorestān bronze, metal products, coins, carved stones, medieval tiles and vessels with overglaze painting by enamel paints, calligraphy, miniature, oil painting, silk and wool textile, carpets, arms, lacquer, metal products, glass etc.
The collection of Afghanistan is represented by Buddhistic plastic figures, different pieces of applied and decorative arts and painting including contemporary art.
Иран
Иран (или Персия, как вслед за древними греками называли ее европейцы) – страна, знаменитая многовековыми культурными традициями.
В изучении древнейшего периода ее истории большую роль сыграли открытия археологов. Именно археологический материал составляет посвященную древности часть экспозиции «Искусство Ирана». Керамические сосуды конца II-I тыс. до н.э., выполненные с применением гончарного круга, имеющие разнообразные формы, покрытые орнаментом или лощеные, не менее красноречиво, чем письменные источники, свидетельствуют о высоком уровне иранского ремесла той эпохи (Ил. 1).
Находки в Зивие в Курдистане, в некрополе Марлик на юго-западном побережье Каспия, в цитадели и могильнике Сиалка недалеко от Кашана, на тепе Гиян в районе Хамадана говорят не только о развитом земледелии и коневодстве, но и о существовании поселений городского типа, чья ремесленная продукция - ткани, металлические изделия, – уже в древности вывозилась из Ирана. Интереснейший археологический комплекс, открытый в середине XX в. в Луристане, на западе Ирана, и получивший название «луристанские бронзы», включает конскую упряжь и оружие, украшения и ритуальные предметы преимущественно X – VII вв. до н.э. Многие из этих изделий обладают особой художественной выразительностью, их отличает своеобразный стиль, в котором реалистические изображения животных сочетаются с образами сверхъестественных существ. Таково навершие штандарта из музейного собрания в виде антропоморфного божества в окружении фантастических хищников (Ил. 2,3).
К концу VI в. до н.э. границы Ахеменидской державы, основанной династией персидских царей, простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Закавказья на севере до верховьев Нила на юге. Ахеменидская эпоха стала периодом оживленных этнических контактов и взаимовлияния культур народов Востока; расцвета достигло придворное искусство, призванное символизировать могущество государства и царской власти. Походы Александра Македонского к 330 г. до н.э. положили конец существованию великой империи. О победах ахеменидского царя Дария I (522-486) напоминает в коллекции ГМВ памятник совсем другой эпохи – ворсовый ковер XIX в. с изображением рельефа на скале Бехистун, на котором Дарий приказал изобразить себя и покоренных им царей государств, входивших в его империю. Искусство Парфянского царства (226-227–229 гг. до н.э.), образовавшегося после смерти Александра, и пришедшей ему на смену державы Сасанидов (III–VII вв. н.э.) представлено в экспозиции золотыми и серебряными монетами, а также геммами из полудрагоценных и поделочных камней с различными изображениями.
Важнейшим этапом в истории Ирана стали арабские завоевания, определившие дальнейший путь развития страны.
Арабы принесли с собой язык священной книги – Корана и эстетические принципы ислама, и сами в свою очередь восприняли богатое культурное наследие завоеванных стран, в том числе сасанидского Ирана. Результатом этого взаимодействия стал синтез художественных традиций двух миров, ознаменовавший рождение нового, мусульманского искусства.
Во второй половине XII в. в Иране наступает расцвет керамического производства, ведущими центрами изготовления фаянсовых изделий становятся Кашан и Рей. Здесь создавались изделия в различных техниках, в том числе с темным рисунком, под яркой бирюзовой глазурью. В это же время получила развитие техника надглазурной росписи легкоплавкими эмалевыми красками (минаи, «эмалевый»), применявшаяся около двух столетий. Изделия этого типа покрывались тонкой миниатюрной живописью с изображением дворцовых сцен, фигур людей и животных (Ил.4.). Одним из проявлений культурного единства вновь создавшегося исламского региона стало распространение люстровой керамики с золотистым или красноватым металлическим блеском, пришедшей в Иран, по всей видимости, из Египта и получившей популярность во всем мусульманском мире, вплоть до завоеванной арабами Испании.
После монгольского завоевания, к началу XVI в. Иран состоял из конгломерата мелких и крупных территориальных образований. Их объединение произошло при тюркской династии Сефевидов (1502-1737), утвердившей в качестве официального вероисповедания шиизм имамитского толка.
При шахе Аббасе I (1571-1629) Иран переживал подъем в экономике и культурной жизни. Столицей сефевидского государства стал Исфахан: город был перепланирован, в нем выросли величественные здания, на огромной новой центральной площади была воздвигнута Шахская мечеть, облицованная многоцветными глазурованными изразцами. Новый период расцвета переживают миниатюрная живопись, продолжающая традиции гератской школы XV в., столь ценимое в странах ислама искусство каллиграфии и украшения рукописей. В собрании музея хранятся иллюстрированные рукописные книги и миниатюры как досефевидского времени, так и XVI-XVII вв (Ил.5).
Художники-миниатюристы оказали большое влияние на декоративно-прикладное искусство, прежде всего на производство тканей и ковров, эскизы для которых часто создавались в художественных мастерских. Технологию изготовления сложных двуструктурных сефевидских тканей с сюжетными композициями невозможно воспроизвести даже при помощи современных станков. В экспозиции этому времени принадлежит ковер полонез с арабесковым узором, шелковая ткань XVII в., изделия с гравировкой из металла и полихромная облицовочная плитка с сюжетными изображениями.
Особая страница в культуре стран региона связана с китайским влиянием.
В искусстве Ирана китайские мотивы появляются уже в конце XIII в. Новая волна интереса к Китаю относится к началу XV в., ознаменовавшемуся расширением контактов между странами и активизацией торговли. В это время на Среднем Востоке переживают увлечение китайским фарфором, и в Иране появляется особый тип персидских фаянсов, копирующих сине-белые дальневосточные образцы. Традиция производства изделий, расписанных в китайском стиле кобальтом под прозрачной глазурью сохранилась надолго.
Целая серия подобных предметов XVII-XVIII вв. представлена в музейной экспозиции (Ил. 6,7).
Правление Каджарской династии (1795-1925) характеризовалось двумя основными тенденциями, оказавшими влияние на развитие искусства этого периода.
С одной стороны, шахи и знать пестовали идею возрождения при Каджарах величия ахеменидских и сасанидских царей, и искусство, в котором насаждалась верность традиции, призвано было демонстрировать преемственность власти непосредственно от владык древности. С другой стороны, в XIX столетии правители Ирана не только не могли противостоять усиливавшемуся западному влиянию, но и сами живо интересовались европейскими достижениями. Своеобразное искусство каджарского времени — несколько эклектичное, весьма живописное, сочетающее в себе западные новшества и архаику — стало результатом развития этих противоречивых тенденций. Наиболее знаменитое явление XVIII-XIX вв., уникальное для стран Ближнего и Среднего Востока — иранская станковая живопись. Придворный каджарский стиль в живописи сформировался при дворе Фатх-Али-шаха (1797-1834). Шахский дворец и дома его приближенных украшались сценами приемов и битв, парадными портретами, изображениями красавиц, музыкантш и танцовщиц. Государственный музей Востока обладает одной из богатейших коллекций иранских картин первой половины XIX в., небольшую часть ее можно видеть в залах (Ил.8).
Помимо картин, написанных маслом на холсте, в то же время получила распространение живопись на стекле, исполненная в меньшем формате, а также росписи под лаком, покрывающие небольшие изделия из папье-маше или дерева - туалетные коробочки, шкатулки, футляры для зеркал, переплеты, подставки для книг, пеналы для письменных принадлежностей (каламданы) (Ил.9). Декоративно-прикладное искусство этой эпохи представляют также церемониальное и боевое оружие, доспехи, ткани с набивным рисунком и росписью, сосуды и декоративные скульптурные изображения исфаханской работы, выполненные из стали и украшенные золотой насечкой (Ил. 10).
Афганистан
В тесной связи с историей Ирана и других стран региона развивалась в древности и средневековье культура Афганистана.
Нынешняя Исламская республика Афганистан занимает около 700 км² гористой суши в Юго-Западной Азии.
На территории этой страны до последнего времени сохранялось немало памятников времени распространения буддизма, проникшего сюда в первые века н.э. В коллекции музея находится несколько изделий гандхарской (Гандхара - область, располагавшаяся на восточных землях нынешнего Афганистана и северо-западе Пакистана) буддийской пластики, в том числе голова Будды, укрепленная на пьедестале из ярко-синего лазурита и рельефное изображение сидящего Будды III-V вв. н.э. (Ил. 11).
Как и в Иране, решающую роль в дальнейшем развитии местной культуры сыграло арабское завоевание VII в. и распространение ислама.
Новые эстетические принципы особенно проявились в искусстве X-XII вв., когда территория Афганистана вошла в состав державы Газневидов. Среди памятников этого периода известен, в частности, ступенчатый минарет в селении Джам, возведенный во второй половине XII в. Именно этот памятник изображен на акварельном рисунке современного афганского художника Юсуфа Кохзада из коллекции музея Востока.
После монгольского нашествия, когда начинает возрождаться культурная жизнь в регионе, роль ведущего художественного центра постепенно завоевывает Герат.
К середине XV в. при дворе сына Тимура Шахруха были созданы мастерские, где работали выдающиеся каллиграфы и миниатюристы, в том числе знаменитый Камаладдин Бехзад (1455-1536). Одним из уникальных произведений той эпохи является рукопись Хамсе Низами Гянджеви 1491 г. хранящаяся в музейном собрании — 56 миниатюр этого сборника поэм исполнены, очевидно, гератскими мастерами. В XVI в. Герат переходит к иранскому государству Сефевидов, место культурного центра на какое-то время занимает Кабул — резиденция Бабура (1483-1530), основателя династии Великих Моголов.
Музейная экспозиция, помимо памятников буддийского периода, включает в основном изделия афганского декоративно-прикладного искусства последних двух столетий, демонстрирующие самобытные традиции населяющих эту страну народов: пуштунов, таджиков, хазарейцев, узбеков и др.
Интересная часть экспозиции — ювелирные украшения XIX в.: гривны, накосные подвески, украшения на головной убор. Украшения передавались в семьях из поколения в поколение и, согласно традиционным представлениям, обладали магической силой, оберегая свою владелицу от сглаза и прочих неприятностей (Ил. 12).
Одними из лучших в мире считаются афганские ковры, сделанные из тонкой шерсти и украшенные вытканными женскими руками традиционными узорами. В коллекции музея Востока хранится около сотни ковров и ковровых изделий из Афганистана. Среди них молитвенные коврики, переметные сумы, разного рода мешки-чувалы, дверные завесы (Ил. 13). В экспозиции можно видеть и экспонат XX столетия, чье оформление отражает печальные реалии времени: на ковре изображено современное огнестрельное оружие - автоматы и пистолеты и боевые вертолеты. Эти предметы вошли в орнаментику афганских ковров с 1980-х гг. Резьба по дереву, художественная обработка металла, вышивка — все эти виды декоративно-прикладного искусства получили развитие в стране, и эта традиция сохранялась на протяжении XIX-XX и даже XXI вв., несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю народов Афганистана (Ил. 14).
Искусство других стран региона, к сожалению, пока не отражено в постоянной экспозиции музея, однако посетители могут ознакомиться с ним на периодически организуемых временных выставках.
Небольшая по объему коллекция художественных изделий Турции, охватывает, тем не менее, достаточно длительный и весьма значимый исторический период. Самые ранние предметы искусства Турции в музее Востока, датирующиеся серединой XVI - XVII вв., относятся к эпохе расцвета Османской империи (1299-1922).
На протяжении всей османской истории одним из самых важных оставалось текстильное производство. Декоративные, с крупным орнаментом, тяжелые османские ткани наряду с иранскими высоко ценились в России. В коллекции музея хранятся образцы вытканных на ручном станке сложных по структуре атласов и разрезных бархатов с различными вариантами орнамента, включающего знаменитые гвоздики-опахала, крупные тюльпаны на изогнутых стеблях, арабески и зубчатые листья.
XVI-XVII вв. – время подъема керамического производства в Изнике. Продукция этого маленького города на северо-западе Малой Азии прославилась высоким качеством, обеспеченным патронажем султанского дворца, и особым стилем оформления, созданным художниками придворной мастерской наккашхане. Собрание ГМВ включает изникские изделия, преимущественно тарелки и блюда, орнаментика и техническое исполнение которых иллюстрируют разные этапы существования этого производства (Ил. 15, 16). Как и в Иране, в Османской империи были хорошо знакомы с китайским фарфором, и, как и там, керамическое производство Изника в ранний период развивалось под сильным китайским влиянием. Однако в Турции раньше, чем в Иране, отказались от прямого копирования дальневосточных образцов, что в большой степени было связано с созданием нового османского стиля.
Более поздний период развития османского искусства представлен в музее вышивками, изделиями из металла и дерева, керамической посудой стамбульского, малоазиатского и ближневосточного производства, театральными куклами второй половины XIX в. Большая часть турецких ковров коллекции также принадлежит XIX веку (Ил. 17). Среди нескольких предметов вооружения XVIII-XIX вв. - самый известный вид турецкого оружия — ятаганы. Ятаганы получили распространение на территории Османской империи, в основном в Малой Азии и на Балканах, и приобрели наибольшую популярность в XVIII-XIX вв., вероятно, как личное оружие. Главные особенности конструкции ятагана – заточенная внутренняя (вогнутая) часть клинка и завершение рукояти в виде характерного раздвоения, так называемых «ушей» (Ил. 18).
Нашло свое отражение в собрании и искусство республиканского периода, от лубочных плакатов времен войны за независимость (1920-1922) до живописи, развивающейся в русле современной европейской традиции, глиняной скульптуры и декоративной утвари второй половины.
Музейная коллекция искусства арабских народов Ближнего Востока и Северной Африки состоит в основном из изделий, представляющих развитие художественного ремесла и живописи в Сирии, Египте, Ираке, Алжире, Тунисе и Йемене в XIX-XX вв.
Среди предметов декоративно-прикладного искусства этих стран — детали костюма, керамика, изделия из дерева и металлическая утварь. Однако не меньший интерес вызывает небольшое собрание, относящееся к периоду средневековья – керамика с подглазурной росписью и предметы из металла XIII-XIV вв (Ил. 19, 20).
Арабское завоевание Пиренейского полуострова способствовало созданию своеобразной культуры, сложившейся при взаимодействии арабских и испанских художественных традиций. Большую известность получила так называемая испано-мавританская керамика, украшенная любимыми в мусульманском мире люстром и кобальтом. Одним из центров ее производства в XIV в. стал город Валенсия, точнее, его пригороды. Изделия из Валенсии отличались сложностью форм, тщательностью исполнения узора, разнообразием орнаментальных мотивов. Традиции изготовления люстровой керамики не были забыты здесь и в последующие столетия. Музей Востока обладает небольшим собранием выразительных валенсийских фаянсов, принадлежащих XVII-XIX вв.(Ил. 21).