About museum

The State Museum of Oriental Art is one of the biggest cultural institutions in the world for preservation, research, and display of Oriental art. It is located in the center of Moscow in the historical building known as the Lunins’ House, a private residence built in the early 19th century by the famous architect Domenico Gilardi.

The permanent display of the Museum includes galleries of Chinese, Japanese, Korean art; Southeast Asia and Vietnam; The Caucasus and Middle Asia, including a profound collection of fine art; Iranian art, India, and Buddhist countries of Central Asia. The State Museum of Oriental Arts holds an outstanding collection of art of Nicholas Roerich, world famous painter, theosophist and writer, and his son Svyatoslav Roerich, most of which is on display. The Museum preserves a wide archeological collection which also includes applied art of the Northern people of Russia.

The Museum holds a wide program of activities on an annual basis. Those include: tea ceremonies, yoga, master classes and workshops, lectures, classes for children, music concerts, films, conferences for researchers and specialists in Oriental Art.

Director General of the State Museum of Oriental Art – Dr. Alexander Sedov.

Церковь Илии Пророка

Фондохранилища и реставрационные мастерские Отдела истории и материальной культуры располагаются в примыкающем к «Дому Луниных» жилом здании, а основные коллекции и большая часть реставрационных мастерских – в бывшей церкви Илии Пророка на ул. Воронцово Поле, 16.

Первая каменная церковь в селе Воронцово на этом месте, названная в честь Благовещения, была сооружена в 1514 г. по распоряжению Василия III, жившего здесь летом в великокняжеских садах, известным архитектором Алевизом Фрязином. В 1629 г. к ней был пристроен придел во имя пророка Илии, который в 1654 г. заменил небольшой каменный двухшатровый Ильинский храм. В 1702 г. к нему примкнула поставленная на месте церкви 1515 г. большая пятиглавая церковь Ильи Пророка, выстроенная на средства князей И.П. и М.П. Гагариных (в Музее хранятся две литые чугунные плиты с их именами).

В конце 1740-х гг. по линии улицы Воронцово Поле, против нынешнего Подсосенского переулка, была построена трехъярусная надвратная колокольня. По одной оси с ней стояли каменные богадельни и трапезные обеих церквей, которые около 1839 г. были объединены в одну обширную трапезную. В 1878 г. архитектор П.П. Зыков перестроил ее вновь, надстроил колокольню декоративным шатровым ярусом, а три арки проездов под ней и стену ограды XVIII в. декорировал в "псевдорусском" стиле. Тогда же были разобраны алтари двухшатровой церкви 1654 года.

Распоряжением Моссовета от 27 февраля 1930 г. за № 696 здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле было предано Государственному музею восточных культур.  В 1930-1931 гг. во время приспособления памятника для нужд музея были снесены шатры и главы обоих храмов, а в 1935 г. разобраны колокольня, входные ворота и парадная лестница бокового (северного) придела. В 1965 г. на месте разобранного трехапсидного алтаря старого храма была возведена 5-этажная пристройка, после чего здание окончательно потеряло свой первоначальный облик.

В настоящее время музейные фондохранилища готовятся к переезду в здание одного из павильонов ВДНХ, который со второй половины 2018 г. будет функционировать и как новое выставочное пространство музея.