Экспозиция из фондов музея на ВДНХ
ВДНХ, павильон № 13Экспонировано более 1500 произведений, основная часть которых ранее не выставлялась.
Экспонировано более 1500 произведений, основная часть которых ранее не выставлялась.
В Павильоне № 13 на ВДНХ представлена масштабная экспозиция из фондов Музея на ВДНХ. Всего экспонировано более 1500 произведений, основная часть которых ранее не выставлялась. Демонстрируются предметы искусства Кавказа и Средней Азии, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Африки.
Средняя Азия, Кавказ и Северная Азия
Представлены произведения декоративно-прикладного искусства народов Средней Азии, Кавказа и Северной Азии XVIII – XX вв. Можно познакомиться с керамикой из разных художественных центров Узбекистана, Горного Таджикистана, Кавказа и Закавказья. Обращают на себя внимание резные среднеазиатские деревянные сундуки, столики, бухарская ширма, а также бытовая деревянная утварь из Дагестана и Осетии. Узбекские металлические изделия – кувшины, чайники, самовар, равно как и медные азербайджанские блюда и бронзовые дагестанские котлы также нашли здесь свое место. Помимо вышеперечисленных экспонатов можно увидеть небольшую часть текстильной коллекции Средней Азии и Кавказа – традиционные среднеазиатские матрасы, узбекские мужские и женские халаты, тюбетейки, а также подушки из Азербайджана. Произведения народов Северной Азии представляют нанайские настенные ковры, деревянная якутская утварь, чукотские и эскимосские гравированные моржовые клыки.
Южная и Центральная Азия, Тибет, Индия, Иран
В экспозиции — предметы прикладного и народного искусства, выполненные мастерами Индии, Непала, Центральной Азии, Ирана, Турции, Африки — резьба по дереву (архитектурные модели и декор, инкрустированная и резная мебель, фетиши), предметы из металла (посуда, пластика, предметы ритуальной утвари). Кроме того, представлены изделия из керамики, металла и кости: продукция традиционных керамических и ремесленных центров, ритуальные статуэтки и образцы работ современных мастеров, а также – мозаичные панно. Среди предметов буддийского культа – изображение божеств и учителей, отлитые из бронзы в технике утраченной восковой модели, выполненные в странах Центральной Азии и в Китае. Металлопластика Южной Азии представлена предметами индуистского и буддийского культа — здесь можно увидеть непальское бронзовое литье, изображения индуистских божеств и образцы племенной пластики, отражающие культы неарийского населения Индии. Широко представлено оружие и защитное вооружение Индии и Ирана: шлемы, щиты, булавы, боевые топорики, жезлы. В числе деревянных и лаковых изделий — мистериальные маски и образцы традиционного кустарного ремесла. Помимо этого, можно увидеть металлическую посуду из Южной и Центральной Азии, оформленную в техниках насечки, резьбы, чеканки, гравировки, золочения и серебрения, а также инкрустации.
Юго-Восточная Азия
Широко представлено искусство стран Юго-Восточной Азии – Вьетнама, Индонезии, Мьянмы, Таиланда, Камбоджи и Лаоса. Одним из ценнейших образцов искусства Индонезии является каменная скульптура Ганеши, выполненная в XIII–XIV вв. Значительную часть индонезийского искусства составляет художественная резьба по дереву 1960–1980-х гг. —рельефные панно на сюжеты древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», декоративные маски из светлого дерева. Древние традиции народного искусства Вьетнама демонстрируют факсимильные воспроизведения деревянных рельефов XVII–XVIII вв., украшавших деревенские общинные дома.
Искусство Юго-Восточной Азии представлено рельефными художественными изделиями из металла: фигура сидящего бога войны, алтарный светильник в виде стоящего на черепахе журавля, чаша с чеканными изображениями четырех мифических животных (Вьетнам); блюдо со сценой по мотивам рассказа о предпоследнем рождении Будды в образе принца Вессантары (Мьянма); скульптуры танцоров национального театра Камбоджи. Прекрасным образцом металлической статуарной пластики является скульптура стоящего Ганеши. Значительный историко-художественный интерес также представляет монументальная бронзовая курильница, украшенная сценами из сельской жизни на тулове и фигурой слона на крышке. Она была подарена председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову в 1957 г. первым президентом Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мином.
Значительная часть экспозиции отведена буддийской храмовой скульптуре. Главное место здесь занимает большая деревянная статуя сидящего Будды, выполненная во Вьетнаме в XVIII–XIX вв. Окружающие ее скульптуры относятся к разным иконографическим типам: это вьетнамский Будда в виде младенца с большой головой, делающий свои первые шаги после рождения; тайский Будда с жестом бхумиспарша (касание земли), символизирующим его победу над демоном Марой; позолоченные металлические фигуры стоящего «коронованного» Будды с жестом хамсамут (успокоение страстей) и увенчанный короной Будда врачевания с чашей из Мьянмы. Скульптуры вырезаны из твердых сортов тропических деревьев и покрыты слоями лакового грунта, темно-коричневым лаком и позолотой.
Черным лаком покрыты экспонируемые узкие вертикальные панно с иероглифическими надписями на позолоченном фоне, которые были предназначены для украшения храмового святилища. Технику инкрустации перламутром, возникшую во Вьетнаме еще в XI в., демонстрируют крупные напольные вазы 1980-х гг., узоры которых содержат характерные мотивы драконов, цветов и птиц.
Дальний Восток
В экспозиции — искусство стран Дальнего Востока. Здесь можно увидеть крупные произведения, предназначенные для традиционных китайских интерьеров, а также для залов и декорированных в восточном стиле кабинетов европейских особняков, мебель, выполненную в технике искусной резьбы и инкрустации перламутром и украшенную вставками из камня. Особо значимым предметом является дворцовая ширма, выполненная в технике перегородчатой эмали. Каждая из ее десяти створок, обрамленных полированным деревом, посвящена изображению цветов разных сезонов. Также экспонируются изделия из камня, дерева, металла и фарфора.
Большую часть занимают произведения японского искусства периода Мэйдзи (1868-1912): фарфоровые изделия, вазы, шкафы, а также двухстворчатая деревянная ширма с инкрустированным изображением орла на фоне моря и трех улетающих от него птиц. Японские изделия из металла представлены вазами для икебаны, скульптурой – девушка с фонарем, лучник, «корабль счастья».
Корейское искусство представлено работами современных мастеров: экспонируется авторская керамика Республики Корея последнего десятилетия XX века. Это разнообразные вазы, бутыли, курильницы.
Экспонируется китайский и японский фарфор XVIII – начала XIX вв. Китайский фарфор присутствует во всем многообразии техник и приемов декорирования.
Китайское искусство по дереву представлено скульптурой XIX – XX вв., которая отражает предания, мифологические сюжеты, представляет образы популярных даосских, буддийских и конфуцианских персонажей. В обработке дерева безымянными резчиками четко прослеживаются две тенденции: тщательная обработка и полировка лакированной поверхности, покрытой темно-красным лаком, и максимальное сохранение фактуры и формы первозданного материала для воплощения задуманного образа. Буддийская пластика представлена изображениями Будды, Гуаньинь и многорукого божества, отлитыми в XIX веке.