История

Государственный музей Востока создан 30 октября 1918 года. За свою вековую историю Музей неоднократно менял название (Ars Asiatica, Музей восточных культур, Музей искусства народов Востока) и совершил несколько переездов, пока в 1984 году не развернул свои экспозиции в здании, известном под названием «Дом Луниных» - городской усадьбе первой четверти XIX века на Никитском бульваре.

Дом Луниных

Главное здание Государственного музея Востока, известное под названием «Дом Луниных», расположено в городской усадьбе в самом центре Москвы на Никитском бульваре.

В мае 1966 года по предложению ЦК КПСС начались поиски помещений для музея. В ходе рассмотрения различных вариантов 30 марта 1970 года было вынесено решение Исполкома Моссовета № 15/30 «О передаче Государственному музею искусства народов Востока Министерства культуры СССР помещений в доме № 12 по Суворовскому бульвару (городской усадьбы «Дом Луниных»)».  В начале 1970-х годов началась реставрация здания (главный архитектор проекта Н.В. Сибиряков). Во время реставрационных работ были восстановлены наружная и внутренняя отделка здания, сохранившиеся росписи стен и плафонов, лепные карнизы, мраморные лестницы, раскрыты анфилады больших нарядных залов. Для первых посетителей новое здание музея открылось в 1984 году.

История этого здания прослеживается с начала XVIII в. В 1787 г. архитектор Е.С. Назаров на месте палат начала XVIII в. у Никитских ворот построил для князей Путятиных трехэтажный дом.  В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин (дядя известного декабриста М.С. Лунина). После московского пожара 1812 г. от дома Путятиных сохранилась только часть сводов его первого этажа.

Строительство нового ансамбля на этом месте началось в 1814 и уже к концу 1818 года были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который и стал жилым домом семьи Луниных.

В 1818-1822 гг. строительство нового комплекса построек проводилось по проекту Д.И. Жилярди. В 1821 г. еще недостроенный главный дом усадьбы был передан Коммерческому банку. В начале 1823 г. банк полностью откупил это владение и размещался здесь до 1917 г.

Городская усадьба «Дом Луниных» является наиболее значительной жилой постройкой Жилярди и представляет выдающийся образец русского ампира I-й четверти XIX в. Усадьба имеет ассиметричную композицию, не встречающуюся на других произведениях архитектора. Главный трехэтажный корпус справа фланкирует двухэтажный жилой флигель, а слева длинное одноэтажное здание служебного назначения. Усадьба с самого начала задумывалась как многофункциональный комплекс, имеющий два изолированных двора со своими воротами.

Фасад центрального здания имеет плоскостную композицию - колоннада поставлена в неглубокой эффектной лоджии с литым ажурным балконом, вытянутым почти во всю ширину здания. Антаблемент, лишенный фронтона и завершенный протяженным аттиком, венчает гладкое поле стены. В этом сооружении парадное оформление главного корпуса как бы противостоит простоте решения фасада флигеля, возведенного на высоком белокаменном цоколе. Лоджия с мощной коринфской колоннадой и балконом главного корпуса создают живописную игру светотени, тогда как ионический ордер флигеля подчеркивает его строгую объемность. Шестиколонный портик флигеля со спаренными угловыми колоннами увенчан фронтоном так, как это делалось в XVIII веке, придавая правой части целостный вид. Примыкающий к нему сзади двухэтажный корпус был жилым, а во флигеле вдоль Калашного переулка располагались конюшни.

В «Доме Луниных» Д.И. Жилярди совмещает тяжелые цоколи и гладкие стены, которые украшает лепнина – фризы, венки, розетки и маскароны над окнами; изображения лиры связано с музыкальными наклонностями хозяев дома, шестиконечных звезд – о принадлежности хозяина к масонской ложе, а рога изобилия, символизирующие торговлю и богатство, появились уже после покупки дома банком. Чугунная решетка балкона является замечательным образцом русского художественного литья первой трети XIX века.

В настоящее время в здании расположены залы постоянной экспозиции и выставочного комплекса, экскурсбюро, лекторий, научная библиотека, кабинеты научных сотрудников, помещения для смотрителей музея и обслуживающего персонала.

Церковь Илии Пророка

До 2018 года фондохранилища и реставрационные мастерские Отдела истории и материальной культуры располагались в примыкающем к «Дому Луниных» жилом здании, а основные коллекции и большая часть реставрационных мастерских – в бывшей церкви Илии Пророка на ул. Воронцово Поле, 16.

Первая каменная церковь в селе Воронцово на этом месте, названная в честь Благовещения, была сооружена в 1514 г. по распоряжению Василия III, жившего здесь летом в великокняжеских садах, известным архитектором Алевизом Фрязином. В 1629 г. к ней был пристроен придел во имя пророка Илии, который в 1654 г. заменил небольшой каменный двухшатровый Ильинский храм. В 1702 г. к нему примкнула поставленная на месте церкви 1515 г. большая пятиглавая церковь Ильи Пророка, выстроенная на средства князей И.П. и М.П. Гагариных (в Музее хранятся две литые чугунные плиты с их именами).

В конце 1740-х гг. по линии улицы Воронцово Поле, против нынешнего Подсосенского переулка, была построена трехъярусная надвратная колокольня. По одной оси с ней стояли каменные богадельни и трапезные обеих церквей, которые около 1839 г. были объединены в одну обширную трапезную. В 1878 г. архитектор П.П. Зыков перестроил ее вновь, надстроил колокольню декоративным шатровым ярусом, а три арки проездов под ней и стену ограды XVIII в. декорировал в "псевдорусском" стиле. Тогда же были разобраны алтари двухшатровой церкви 1654 года.

Распоряжением Моссовета от 27 февраля 1930 г. за № 696 здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле было предано Государственному музею восточных культур.  В 1930-1931 гг. во время приспособления памятника для нужд музея были снесены шатры и главы обоих храмов, а в 1935 г. разобраны колокольня, входные ворота и парадная лестница бокового (северного) придела. В 1965 г. на месте разобранного трехапсидного алтаря старого храма была возведена 5-этажная пристройка, после чего здание окончательно потеряло свой первоначальный облик.

В настоящее время музейные фондохранилища переехали в павильон № 179 на ВДНХ, где также располагаются реставрационные мастерские.

В павильоне № 13 на ВДНХ располагаются открытые фондохранилища и Музей Рерихов.