Государственный музей Востока создан 30 октября 1918 года. За свою вековую историю Музей неоднократно менял название (Ars Asiatica, Музей восточных культур, Музей искусства народов Востока) и совершил несколько переездов, пока в 1984 году не развернул свои экспозиции в здании, известном под названием «Дом Луниных» - городской усадьбе первой четверти XIX века на Никитском бульваре.
Дом Луниных
Главное здание Государственного музея Востока, известное под названием «Дом Луниных», расположено в городской усадьбе в самом центре Москвы на Никитском бульваре.
В мае 1966 года по предложению ЦК КПСС начались поиски помещений для музея. В ходе рассмотрения различных вариантов 30 марта 1970 года было вынесено решение Исполкома Моссовета № 15/30 «О передаче Государственному музею искусства народов Востока Министерства культуры СССР помещений в доме № 12 по Суворовскому бульвару (городской усадьбы «Дом Луниных»)». В начале 1970-х годов началась реставрация здания (главный архитектор проекта Н.В. Сибиряков). Во время реставрационных работ были восстановлены наружная и внутренняя отделка здания, сохранившиеся росписи стен и плафонов, лепные карнизы, мраморные лестницы, раскрыты анфилады больших нарядных залов. Для первых посетителей новое здание музея открылось в 1984 году.
История этого здания прослеживается с начала XVIII в. В 1787 г. архитектор Е.С. Назаров на месте палат начала XVIII в. у Никитских ворот построил для князей Путятиных трехэтажный дом. В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин (дядя известного декабриста М.С. Лунина). После московского пожара 1812 г. от дома Путятиных сохранилась только часть сводов его первого этажа.
Строительство нового ансамбля на этом месте началось в 1814 и уже к концу 1818 года были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который и стал жилым домом семьи Луниных.
В 1818-1822 гг. строительство нового комплекса построек проводилось по проекту Д.И. Жилярди. В 1821 г. еще недостроенный главный дом усадьбы был передан Коммерческому банку. В начале 1823 г. банк полностью откупил это владение и размещался здесь до 1917 г.
Городская усадьба «Дом Луниных» является наиболее значительной жилой постройкой Жилярди и представляет выдающийся образец русского ампира I-й четверти XIX в. Усадьба имеет ассиметричную композицию, не встречающуюся на других произведениях архитектора. Главный трехэтажный корпус справа фланкирует двухэтажный жилой флигель, а слева длинное одноэтажное здание служебного назначения. Усадьба с самого начала задумывалась как многофункциональный комплекс, имеющий два изолированных двора со своими воротами.
Фасад центрального здания имеет плоскостную композицию - колоннада поставлена в неглубокой эффектной лоджии с литым ажурным балконом, вытянутым почти во всю ширину здания. Антаблемент, лишенный фронтона и завершенный протяженным аттиком, венчает гладкое поле стены. В этом сооружении парадное оформление главного корпуса как бы противостоит простоте решения фасада флигеля, возведенного на высоком белокаменном цоколе. Лоджия с мощной коринфской колоннадой и балконом главного корпуса создают живописную игру светотени, тогда как ионический ордер флигеля подчеркивает его строгую объемность. Шестиколонный портик флигеля со спаренными угловыми колоннами увенчан фронтоном так, как это делалось в XVIII веке, придавая правой части целостный вид. Примыкающий к нему сзади двухэтажный корпус был жилым, а во флигеле вдоль Калашного переулка располагались конюшни.
В «Доме Луниных» Д.И. Жилярди совмещает тяжелые цоколи и гладкие стены, которые украшает лепнина – фризы, венки, розетки и маскароны над окнами; изображения лиры связано с музыкальными наклонностями хозяев дома, шестиконечных звезд – о принадлежности хозяина к масонской ложе, а рога изобилия, символизирующие торговлю и богатство, появились уже после покупки дома банком. Чугунная решетка балкона является замечательным образцом русского художественного литья первой трети XIX века.
В настоящее время в здании расположены залы постоянной экспозиции и выставочного комплекса, экскурсбюро, лекторий, научная библиотека, кабинеты научных сотрудников, помещения для смотрителей музея и обслуживающего персонала.