Новая эра. Новая дружба. Новый Хайдянь

28.08.2019 — 04.09.2019

Государственный музей Востока представляет выставку китайской живописи и каллиграфии «Новая эра. Новая дружба. Новый Хайдянь». Экспозиция приурочена к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем и к Фестивалю Китая в Москве.

Главное здание на Никитском бульваре
28.08.2019 — 04.09.2019
6+

Министерство культуры Российской Федерации

Государственный музей Востока

Куратор выставки: Лариса Кузьменко

Государственный музей Востока представляет выставку китайской живописи и каллиграфии «Новая эра. Новая дружба. Новый Хайдянь».

Экспозиция приурочена к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем.

Выставка организована при содействии Отдела пропаганды пекинского комитета коммунистической партии Китая по району Хайдянь, Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства района Хайдянь в Пекине и оргкомитета фестиваля «Китай: великое наследие и новая эпоха», который состоится в Москве на территории ВДНХ 13-15 сентября 2019 г.

На выставке будет представлено около 70 работ, выполненных в традициях национальной китайской живописи «гохуа»: знаменитые китайские пейзажи, портреты выдающихся деятелей Китая, работы в жанре «цветы и птицы», а также образцы «красивого письма» — каллиграфии.

Представленные на выставке художники работают в Хайдяне — известном районе Пекина. Они принадлежат к разным поколениям и работают в разных творческих манерах, но их объединяет одно – благоговение перед своей страной, древней столицей и уникальной природой, в которой художники и поэты издавна черпали истоки вдохновения. Общим для них является и обращение к традициям, прежде всего к принципам живописи гохуа.

Гохуа переводится как «национальная живопись», ее методы и технические средства возникли еще в период раннего средневековья. Ей свойственны особые приемы: картина создается на бумаге или на шелковой ткани водяными красками или тушью, которая моментально впитывается материалом. Основным средством выразительности в живописи гохуа является линия – плавная или нервно-прерывистая. Несмотря на разнообразие форм и жанров, при знакомстве с этим искусством очевидно, что все произведения имеют общность и отмечены печатью национального своеобразия.

На рубеже XIX-XX вв. ростки новых демократических тенденций в искусстве проявились, прежде всего, в живописи. Многие художники этого времени пытались отказаться от академических канонизированных схем, использовали большую свободу в выборе художественных средств. Одновременно с этим идет синтез старых приемов и новаций, нередко заимствованных из западного искусства, – прежде всего, использование достижений реалистической школы живописи.

К XX веку художники стали стремиться расширить круг тем и образов, обратится к повседневной жизни человека – активного созидателя новой жизни, отразить актуальные проблемы современности. Новым у художников, работающих в данном направлении является отношение к портрету.

На выставке можно будет увидеть портретную галерею как простых людей, так и выдающихся деятелей китайской науки и литературы, составивших славу Китая. Работы созданы на соединении старых традиций и новаторских приемов. Среди них выделяются: портрет Ху Ши – выдающегося мыслителя и философа (художник Хэ Цзюньвэй), известного математика Хуа Логэна (художник Чжэн Шаолин), писателя Лао Шэ (художник Ван Лицзюй) и ряда других.

По-прежнему развивается классический китайский пейзаж – это не столько изображение конкретного ландшафта, сколько своеобразная «икона», воссоздающая идеализированную картину мира. Подобный подход сохраняется у таких мастеров, как Цзю Вэньцзы («Пик Фэйлай на горном хребте Феникс») и Бай Юньсян («Глубокие и безлюдные горные ущелья»). В то же время, один из самых титулованных живописцев Ли Сян, который является заместителем председателя Союза китайских художников и научным сотрудником исследовательского Института изящных искусств Китая, создает лирический пейзаж «Начало весны» уже в новой манере с введением линейной перспективы.

Жанр «цветы и птицы», в котором нашло отражение поэтическое толкование природы в духе философской идеи «великое в малом», также остается излюбленным у современных художников. Большое значение в этом жанре имел символический смысл мотива. Пион символизировал богатство и знатность, бамбук – стойкость и мудрость, тигр – отвагу и бесстрашие. Изображения цветов нередко образовывали благопожелательные выражения-ребусы. Показательна изысканная картина Чжан Гуйчжи, которая называется «Святые желают вам долгой жизни», где изображены цветущие нарциссы у скалы. Нарциссы (сянь) являются омонимом слова «святые», на этом и строится зашифрованный ребус, язык которого понятен китайцам.

Помимо живописных работ на выставке также будут представлены образцы «красивого письма» — каллиграфии. Каллиграфия, как отдельный вид искусства, появилась в IV веке, когда изобразительно-символический характер иероглифики и трудоемкость техники письма привели к осознанию ее самоценности. Посетители смогут полюбоваться различными примерами каллиграфических работ, открывая поэтический и философский смысл, заложенный в комбинациях линий и черт.

Хань Чао
Три вида горы Сишань
Бумага на картоне, тушь, краски

Хань Чао Три вида горы Сишань Бумага на картоне, тушь, краски

Цзя Гуанцзянь
Осеннее настроение
Бумага, тушь

Цзя Гуанцзянь Осеннее настроение Бумага, тушь