Узбекистан, Самарканд, 1920-е гг.
Бумага на дереве, темпера
Атмосфера древнего Самарканда коренным образом изменила мировоззрение Александра Васильевича Николаева, выпускника ВХУТЕМАСа, ученика К. Малевича. Сблизившись с кругом местной интеллигенции, изучая ислам и суфизм (мистико-аскетическое течение ислама), А.В. Николаев обрел собственный живописный стиль, утонченный и интеллектуальный, обнаруживающий точки соприкосновения со «старым» искусством как Востока, так и Запада. Темперная работа «Жених» из собрания ГМВ продолжает цикл, посвященный изящным восточным юношам: ученикам медресе, музыкантам, танцовщикам-бачи. Образ прекрасного юноши, грациозно держащего возле своего сердца нежную розу, на первый взгляд представляется оммажем чарующему искусству классической миниатюры. Однако композиция согласуется с одним из основных сюжетов мусульманского религиозного предания: чудом ночного путешествия и вознесения Пророка (ал-исра ва-л-ми’радж), хотя и отличается в деталях от традиционной иконографии. Опираясь на собственный духовный опыт, А.В. Николаев, принявший исламское имя Усто Мумин, создал пластически совершенный, эмоционально насыщенный, символически глубокий образ, передав идею мистического преодоления пространства и времени через экстатическое напряжение взмывшего над узкой полоской земли, прямо к тонкому серпу месяца, белого животного и его двойственное состояние – статику завершенной пластики и одновременный стремительный полет, настолько стремительный что грива и хвост стелятся параллельно земле.