Домик для сверчка

13.04.2020 — 19.04.2020

XVIII—XIX вв.

тыква, рельеф,

черепаховый панцирь,

слоновая кость, резьба

13.04.2020 — 19.04.2020

Сверчковые бои в Китае были чрезвычайно популярны. «Чемпионов» содержали в особых условиях, тщательно оберегая, — в холодное время года их переносили в специальных сосудах из тыквы, которые, в свою очередь, заворачивали в ватный футляр. Сосуды изготавливались из тыквы, которая выращивалась внутри глиняных горшочков с резным контррельефом, надеваемых на завязь плода. Узор отпечатывался на поверхности тыквы, затем форму разбивали, домик просушивали, удаляли семечки и мякоть. Конечный результат создания декора в большинстве случаев был непредсказуем, и это соответствовало идее «спонтанности творческого акта». Однако в данном случае в декоре отражен излюбленный в Китае сюжет басянь — восемь «бессмертных гениев», расположенных по окружности сосуда (изображение бессмертных сулило здоровье и долголетие). Это Чжунли Цюань с веером, Хань Сянцзы с флейтой, Цао Гоцзю с кастаньетами и Чжан Голао с удочками. Затем следуют Ли Тегуай с клюкой и сосудом из двойной тыквы и Лань Цайхэ с корзиной, Люй Дунбинь с мечом и мухогонкой и Хэ Сяньгу в образе женщины с лотосом в руках. Устье сосудов обрамляли кольцами из благородных материалов. В экспонируемом предмете использовано обрамление из слоновой кости, в которое монтировалась резная крышка из панциря черепахи. Подобные сосуды, как и большинство мелких предметов, были полифункциональными — они предназначались не только для переноса сверчков, но и для снятия напряжения руки каллиграфа.