Государственный музей Востока представляет вашему вниманию виртуальную выставку «Фундамент корейской эстетики – прошлое и настоящее керамики пунчхон».
Государственный музей Востока
Фонд искусства и культуры Гана
Корейский Фонд международных обменов
В ноябре в залах Государственного музея Востока должна была открыться передвижная выставка из Южной Кореи «Фундамент корейской эстетики – прошлое и настоящее керамики пунчхон», которая несомненно стала бы заметным событием в череде культурных мероприятий, приуроченных к отмечаемой в 2020 году 30-ой годовщине установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея. Выставка была подготовлена Фондом искусства и культуры Гана, основавшим одну из крупнейших частных художественных галерей Сеула, и Корейским фондом международных обменов. К великому сожалению, из-за эпидемии коронавируса она не смогла прибыть в Москву. Однако организаторы выставки проделали большую работу, чтобы дать возможность россиянам оценить неповторимую красоту и своеобразие корейской керамики хотя бы в режиме онлайн.
Керамика пучнчхон представляет собой уникальный тип гончарных изделий, производившихся в Корее с конца XIV в. до второй половины XVI в. Художественный язык этой средневековой керамики с ее грубоватой простотой и безыскусностью, с ее спонтанностью, свободой и энергией в нанесении и трактовке декора, тяготением к абстрактной выразительности стилизованных изобразительных мотивов поразительно близок поэтике западного модернистского и постмодернистского искусства, сегодняшним эстетическим вкусам и предпочтениям. В настоящее время керамику пунчхон по праву относят к наиболее самобытным явлениям корейского традиционного искусства, в которых национальная эстетика получила особенно яркое выражение. И все же, в отличие от корейских голубовато-зеленых селадоновых изделий, уже давно завоевавших мировое признание, керамика пунчхон пока еще далеко не так хорошо известна широкому зрителю.
В истории корейского гончарства пунчхон занимает место промежуточного звена между селадонами периода Корё (918–1392) и фарфором эпохи Чосон (1392–1897). И если в развитии последних свою немаловажную роль сыграл Китай, в орбите культурного влияния которого Корея находилась уже с древности, то керамика пунчхон своими корнями уходит именно в местную почву.
Онлайн выставка знакомит не только с шедеврами керамики пунчхон XV–XVI вв., но и показывает работы современных южнокорейских гончаров, выбравших путь поиска своего, нового на основе наследия керамики этого типа. В числе последних такой именитый мастер как Юн Гванчо (1946 г.р.). Глубже осмыслить особую эстетическую природу керамики пунчхон, ощутить ее новаторский дух помогут и демонстрируемые на выставке произведения выдающихся живописцев XX–XXI вв. – Ким Хванги (1913–1974), Ли Ухвана (1936 г.р.), О Сухвана (1946 г.р.) и др.
Ознакомительный фильм о выставке