Государственный музей Востока обладает одной из самых крупных и представительных коллекций изобразительного искусства Грузии, Армении и Азербайджана. Начало ей было положено закупочным экспедициями сотрудников музея в 1930-е годы. Более 2000 произведений живописи, графики и скульптуры, а также копии средневековых миниатюр и фресок, выполненные известными художниками, позволяют наметить, порой пунктиром, пути развития изобразительного искусства в регионе. В коллекции немало работ признанных мастеров, вошедших в сокровищницу отечественного и мирового искусства. Периодически обновляемая постоянная экспозиция все же не позволяет представить коллекцию в необходимой полноте. Однако сейчас зритель может познакомиться с отдельными, давно не выставлявшимися произведениями.
Армения, имеющая, как и Грузия, многовековой опыт изобразительного искусства, в нашей коллекции характеризуется работами живописцев и графиков разных поколений. Творчество многих мастеров формировалось за ее пределами, в русле русской и европейской художественных традиций.
Государственный музей Востока представляет вашему вниманию виртуальную выставку «Изобразительное искусство Кавказа. Заглянем в запасники: Армения».
1. Башинджагян Геворк (1857–1925). Озеро Севан ночью. 1914. Холст, масло
Первый кавказский пейзажист Башинджагян получил художественное образование в Петербурге у профессора Академии Художеств М.К. Клодта. Его кумирами были пейзажисты И. Айвазовский и А. Куинджи. При всей достоверности, созданные Башинджагяном образы величественной природой Кавказа тяготеют к романтической традиции.
На этом полотне художник мастерски воссоздает покрытую мерной рябью, серебрящуюся, подобно рыбьей чешуе, поверхность озера, уходящую к горизонту и тающую в дымке. Лодки и манящий огонь на острове только подчеркивают величавый покой Гегамского моря, как называли Севан в старину.
2. Сарьян Мартирос (1880–1972). Деревья с плодами. 1938. Холст, масло
"Природа, какой бы она ни была понятной и обыденной, каждый раз изумляет […] причудливым сплетение кажущихся случайностей и беспредельным разнообразием форм", – отмечал Марирос Сарьян. Он создал за свою долгую жизнь образы Армении, которые можно считать каноническими. Но появление программных произведений было бы невозможным без таких камерных композиций, в которых запечатлен уголок сада, обласканный теплым солнцем, садовая кухня или лужайка среди кустов. Легкими стремительными мазками тонких цветовых градаций мастер превращал непритязательный мотив в подлинный живописный шедевр.
3. Асламазян Мариам (1907–2006). Тыквы. 1944. Холст, масло
Огромное жизнелюбие, подпитанное энергией и работой, определили долгий, почти в век, путь художницы. Ей всегда был интересен мир предметов: и сделанные искусными руками изделия ремесленников разных стран, и дары, щедро подаренные природой, которые с любовью собрали земледельцы. Яркие, масштабные, нарядные ее натюрморты несут в себе мощный заряд оптимизма.
4. Бажбеук-Меликян Александр (1891–1968). Встреча. 1948. Холст, масло
Прожив всю жизнь в столице Грузии, художник в начале творческого пути разделял авангардные увлечения Гудиашвили и других своих соратников по искусству, но позже увлекся живописью старых мастеров, особенно Ватто. Он посвятил свое творчество теме женственности, женской красоте, создав ряд превосходных лирически-камерных жанровых композиций, навеянных темами театральных и цирковых зрелищ. Будучи чрезвычайно требовательным к себе, он уничтожал разочаровавшие его работы.
5. Минас Аветисян (1928–1975). Портрет матери. 1964. Холст, масло
Искусству замечательного колориста Минаса Аветисяна присуща та мощь и масштабность пластического высказывания, та содержательность, которая была свойственна средневековому армянскому искусству, пронизанному идеей высокого служения и давшего миру шедевры архитектуры и миниатюры. Неожиданные, на первый взгляд, колючки в вазе, словно перенесенной с фрески храма, переводят конкретный образ погруженной в раздумье женщины с крупными, натруженными руками, на иной, символический уровень, уровень христианского повествования.
6. Акопян Акоп (1923–2013). Пейзаж со шлюзом. 1975. Холст, масло
Графичные, написанные в тончайшей серо-охристой гамме пейзажи Армении, а точнее окрестности небольших селений, появились в творчестве Акопяна с 1960-х, когда художник, родившийся в Египте и получивший художественное образование в Париже, перебрался на свою историческую родину. Он словно бы погружает природу в волшебный, с оттенком сюрреализма, сон, позволяя разглядеть отдельные ее детали, насладиться чистотой, причудливостью или логикой ее форм.
7. Ихмальян Жак (1922–1978). Рыбаки. 1972. Картон, масло
Родившийся в Турции и получивший там художественное образование, художник-романтик из-за своих политических убеждений вынужден был покинуть родину, жил в Китае, а в последние годы жизни – в Советском Союзе. В своих работах он уходил от прямого жизнеподобия, стремясь к музыкальным созвучиям цвета и формы, к метафоричности образов, к непредсказуемому и драматичному борению тьмы со светом, который одновременно является и цветом. Его стиль несет следы увлечения творчеством Матисса и Марке а также работами современных китайских мастеров: в собственной живописи он неоднократно прибегал к артистичному росчерку кисти, напитанной уже не тушью, а масляной краской, передающему энергию и «ритм биения сердца».
8. Бдеян Артюша (1910–1984). Натюрморт с бутылками. 1990. Оргалит, темпера
Артюша Бдеян не пошел по стопам своего брата, известного керамиста, однако его работы вошли в энциклопедию наивного искусства. Написанные им застольные натюрморты с фруктами и цветами далеки от натуральности. Сочетания чистого, звонкого цвета напомнят сияющие красками миниатюры армянских средневековых рукописей. Все предметы ритмично расставленные на белой скатерти: вазы, бутыли, рюмки, кувшины затейливы, нарядны, бережно обведены темным контуром и узорчато изукрашены.
9. Элибекян Вагаршак (1910– 1994). Духан Самадло. 1979. Картон, темпера
Проработав долгие годы директором театров в Тбилиси и вырастив двух замечательных сыновей-художников, Вагаршак на склоне лет вернулся к навыкам, полученным еще в юности, в художественной студии. Его искусство питалось воспоминаниями о Тифлисе начала века, колоритном хлебосольном городе, где всегда радовались гостям, на масленицу проходили веселые шествия ряженых, а в духанах – своеобразных клубах небогатых горожан, писал свои клеенки Нико Пиросмани.
10. Элибекян Генрих (1936–2019). Рыбы, бутыль и рюмка. 1989. Картон, темпера
Сын Вагаршака Элибекяна, Генрих обладал многими знаниями и способностями: актера, режиссера, философа и ярким живописным темпераментом. Он чрезвычайно интересовался европейским искусством и, в частности, мастерами парижской школы. В 1980-е, ориентируясь на формообразующую мощь Пикассо, он превращал свои натюрморты в полуабстрактные композиции, выразительность которых основана на контрасте цвета и тона, богатых фактурных отношениях.