Изобразительное искусство Кавказа. Заглянем в запасники: Азербайджан

27.04.2020 — 03.05.2020

Государственный музей Востока обладает одной из самых крупных и представительных коллекций изобразительного искусства Грузии, Армении и Азербайджана. Начало ей было положено закупочным экспедициями сотрудников музея в 1930-е годы. Более 2000 произведений живописи, графики и скульптуры, а также копии средневековых миниатюр и фресок, выполненные известными художниками, позволяют наметить, порой пунктиром, пути развития изобразительного искусства в регионе. 

27.04.2020 — 03.05.2020

В коллекции немало работ признанных мастеров, вошедших в сокровищницу отечественного и мирового искусства. Периодически обновляемая постоянная экспозиция все же не позволяет представить коллекцию в необходимой полноте. Однако сейчас зритель может познакомиться с отдельными, давно не выставлявшимися произведениями. 

Мы представляем вашему вниманию виртуальную выставку «Изобразительное искусство Кавказа. Заглянем в запасники: Азербайджан».

1. Искандерова Гюльбике. Вышивка «Снятие чадры». Конец 1920-х . Х/б ткань, ручная вышивка шелком и золотной нитью по авторскому эскизу.

Первая художественная школа в Баку была организована в 1920 году. Преподавали там художники разных направлений и широкого кругозора. На отделении прикладных искусств, организованном Зинаидой Богословской, учились девочки. В те годы это было непривычным, и многие матери провожали своих дочерей и ждали в коридорах окончания занятия.  Девочек учили рисунку, живописи, истории орнамента, знакомили с европейской художественной культурой. Юные «тюрчанки» увлеченно рисовали, вышивали, делали аппликации из ткани на темы новой жизни. Их эскизы и вышивки, появившиеся на выставках, и тогда, и сейчас, восхищают органичностью наивных изобразительных приемов, врожденным чувством цвета и фактуры, изобретательностью в использовании традиционных приемов вышивки, тонким пониманием законов композиции. Эти прекрасные образцы художественного примитива отражают парадоксы усвоения народным сознанием социалистической идеологии, символики и атрибутики.

2. Салахов Таир Теймураз оглы (1928 г.р.). Над Каспием. 1961. Холст, масло 

Полотна Таира Салахова – признанного классика советского искусства, масштабные, мощные и лаконичные в своих изобразительных средствах, пронизанные гражданственным пафосом, стали визитной карточкой не только азербайджанского, но и всего советского искусства 1960-х.  Пафос преодоления природной стихии человеком – лейтмотив серии работ, в которых и сам Каспий, и низкое свинцовое небо с рваными облаками над ним, подчинены ясным ритмам инженерных конструкций нефтяных вышек – их горизонталям и диагоналям.

3. Бахлулзаде Саттар Бахлул оглы (1909–1974). Нахичеванский пейзаж. 1967. Холст, масло

Свой идеал родной земли азербайджанский художник Саттар Бахлулзаде нашел в Нахичевани, славящейся хрустально чистым воздухом, виноградом, особенный вкус которого отмечали еще средневековые путешественники, изобилием воды (по сравнению с другими районами Азербайджана). Прибегая к живописной манере, которая сродни приемам французских пуантелистов, короткими цветными штрихами и точками чистого цвета, он создавал не столько реальный облик полюбившегося ландшафта, сколько образ – мираж,  образ обновленной вечно цветущей природы, созвучный представлениям о рае, сложившимся в традиционной культуре. Мотив весеннего пробуждения природы в контексте искусства 1960-х воспринимался и как синоним духовного обновления.

4. Нариманбеков Тогрул Фарман оглы (1930–2013). Натюрморт с девочкой. 1968. Холст, масло

Выполнивший немало росписей и мозаик общественных интерьеров, художник и в своих станковых работах тяготел к декоративности, крупным формам и большому формату. Ему близки отрадные стороны человеческого бытия – праздничное веселье, беззаботный отдых, дружеское общение. Фигуры людей он вкрапляет в природное окружение: яркие фантастические цветы и плодоносящие деревья, создавая подобия ковров или панно. В композициях неизменно присутствует гранат, ставший национальным символом Азербайджана. Любуясь красотой плодов, художник напоминает и о древней благопожелательной их символике, связанной с плодородием, изобилием, богатством.

5. Мирджавадов  Мирджавад (Джавад) Мир Ашумович (1923–1992). Хырман (На току). 1971. Холст, масло

Благодаря бескомпромиссности и страстности, Джавад был своего рода стержнем «Апшеронской школы» – группы живописцев, стремившихся средствами искусства передать энергию и мощь земли огнепоклонников, на которой соседствуют наскальные росписи и вздыбленные древними геологическими катаклизмами скалы, которую обжигает солнце и сушит жестокий ветер хазри. В поисках художественных ориентиров Джавад изучал искусство доколумбовой Америки, Тибета, Индии, а также искусство европейских мастеров ХХ в.  Его произведения словно вбирают энергетику и природную мощь Гобустана. Колорит, будто разогретый изнутри, необычайная экспрессия живописи в сочетании с архаической простотой форм, приводят к некоторой брутальности образов. В них метафорически выражаются первозданная мощь природных стихий и необузданность человеческих страстей, драматические конфликты, движущие историю человечества.

6. Бабаев Расим Ганифа оглы. (1927–2007). Март на даче. 1980-е. Бумага, сангина, уголь

В творческом содружестве, получившем название «Апшеронская школа», Бабаев был, наверное, самым лиричными.  В коллекции музея больше двух десятков работ художника разных периодов: линогравюры, живописные пейзажи, портреты и персонажи народных сказок. Любимым местом работы художника была дача, стены которой украшали вроде бы пугающие, но, в сущности, совсем не страшные фольклорные герои – дивы. Туда приезжали гости из разных уголков страны, чтобы насладиться последним теплом лета и последним инжиром. Мир искусства Бабаева – самобытный, светлый, ироничный, отражал и образ своего создателя, внутренне свободного от законов и догматов времени.  

7. Ахмедов Кямал (1940–1994). Собаки. 1980. Фанера, масло

Живописный темперамент Ахмедова не столь открыт, как у других представителей «Апшеронской школы», а стиль не столь явно отсылает к каким-либо образцам. В группе единомышленников он был, пожалуй, философом, размышляющим о природе чувств и взаимосвязи человека и мироздания. Возникающие на его холстах образы, свободные от академических канонов, кажутся результатом творческого озарения, а не рационального изучения действительности и часто говорят о потаенном. 

8. Мамедов Эльдар Мурсал оглы (1951г.р.). Портрет седого человека. 1983. Бумага, восковая пастель 

Апшеронская школа со временем приобрела значительное число последователей, а ее пластические и колористические отзвуки ощутимы в произведениях многих азербайджанских художников.  В хранящейся в музее серии выразительных, гротескных ярких работ Эльдар Мамедов с большим юмором, творческой свободой и восторгом от цветовых созвучий изобразил не только сценки городской жизни, но и колоритные персонажи уличной толпы.

9. Гуламов Фарман Самед оглы (1945 г.р.).  День и ночь. 1989. Оргалит, масло, позолота

Работы Фармана Гуламова из коллекции музея свидетельствуют,  что художник на каждом этапе своего творчества решал разные задачи, создавая то условные, полуабстрактные композиции, то интерьеры и пейзажи, залитые солнцем, то сцены, кажущиеся отражением сказочных или мифологических сюжетов, в которых жанровый мотив наполняется глубоким содержанием и символикой. Но неизменным для художника остается внимание к цветовому решению. В данной композиции сгустки цвета роскошно сияют, подобно драгоценным камням, оттеняемым благородным блеском золота.    

10. Халилов Фархад (1946 г.р.). Весна в Кала. 1984. Холст, масло

Для многих Апшерон, его дух, его природа, аскетичная, проявляющая свой характер ярко и властно, становится синонимом всего Азербайджана. Апшерон уже не одно десятилетие питает творчество Халилова.  Изображенное на холсте старинное поселение Кала залито слепящим солнечным светом.  Характерные для апшеронского народного зодчества массивные, простых объемов постройки с конусообразными дымоходами на крышах, теснятся за глухими каменными стенами. Плотная живопись, ликующий цвет, контрасты светотени – все это сообщает произведению мощный энергетический заряд.

 

1. Искандерова Гюльбике. Вышивка «Снятие чадры». Конец 1920-х . Х/б ткань, ручная вышивка шелком и золотной нитью по авторскому эскизу.

1. Искандерова Гюльбике. Вышивка «Снятие чадры». Конец 1920-х . Х/б ткань, ручная вышивка шелком и золотной нитью по авторскому эскизу.

2. Салахов Таир Теймураз оглы (1928 г.р.). Над Каспием. 1961. Холст, масло

2. Салахов Таир Теймураз оглы (1928 г.р.). Над Каспием. 1961. Холст, масло

3. Бахлулзаде Саттар Бахлул оглы (1909–1974). Нахичеванский пейзаж. 1967. Холст, масло

3. Бахлулзаде Саттар Бахлул оглы (1909–1974). Нахичеванский пейзаж. 1967. Холст, масло

4. Нариманбеков Тогрул Фарман оглы (1930–2013). Натюрморт с девочкой. 1968. Холст, масло

4. Нариманбеков Тогрул Фарман оглы (1930–2013). Натюрморт с девочкой. 1968. Холст, масло

5. Мирджавадов  Мирджавад (Джавад) Мир Ашумович (1923–1992) Хырман (На току). 1971. Холст, масло

5. Мирджавадов Мирджавад (Джавад) Мир Ашумович (1923–1992) Хырман (На току). 1971. Холст, масло

6. Бабаев Расим Ганифа оглы. (1927–2007). Март на даче. 1980-е. Бумага, сангина, уголь

6. Бабаев Расим Ганифа оглы. (1927–2007). Март на даче. 1980-е. Бумага, сангина, уголь

7.Ахмедов Кямал (1940–1994). Собаки. 1980. Фанера, масло

7.Ахмедов Кямал (1940–1994). Собаки. 1980. Фанера, масло

8. Мамедов Эльдар Мурсал оглы (1951г.р.). Портрет седого человека. 1983. Бумага, восковая пастель

8. Мамедов Эльдар Мурсал оглы (1951г.р.). Портрет седого человека. 1983. Бумага, восковая пастель

9. Гуламов Фарман Самед оглы (1945 г.р.).  День и ночь. 1989. Оргалит, масло, позолота

9. Гуламов Фарман Самед оглы (1945 г.р.). День и ночь. 1989. Оргалит, масло, позолота

10. Халилов Фархад (1946 г.р.) Весна в Кала. 1984. Холст, масло

10. Халилов Фархад (1946 г.р.) Весна в Кала. 1984. Холст, масло