Государственный музей Востока представляет вашему вниманию выставку «Война и люди», приуроченную ко Дню Победы.
Огромное напряжение Великой Отечественной войны остро чувствовалось даже в тех уголках нашей огромной страны, которые, казалось бы, находились очень далеко от фронта. Замечательная художница Юлия Данешвар, незадолго до войны переехавшая в Ашабад из Москвы, посвятила этой теме множество живописных и графических произведений: в её работе «Страна зовёт» в тихую жизнь туркменского поселения война приходит повестками на фронт. Павел Беньков, в творчестве которого традиционное течение жизни ставшего ему родным Узбекистана всегда наполнено радостью и светом, в картине «Подруги. Письмо с фронта» смог уловить момент простого человеческого счастья – письмо с фронта от родного человека. Долгожданная радость Победы в работе Валентина Шерпилова отражена в моменте встречи фронтовика: задумчивый взгляд девушки в центре весёлого праздника напоминает о цене, которой досталось это счастье. Вторая мировая война стала великим испытанием и для многих народов Востока, наших соседей. Благодарность за поддержку советским войскам выразилась в возведении памятных монументов: в Корее это Монумент Освобождения (Хэбантхап) на горе Моранбон в Пхеньяне, множество памятников советским воинам создано и в Монголии. Роль нашей страны в победе над фашизмом осмыслена как эпическое состязание, единоборство Сталина и Гитлера в картине иранского художника Хусейна Тахир-Заде «Победа красной армии над фашизмом». Здесь витязь в красном разит стрелой врага, на заднем плане с победными возгласами к нему присоединяются Черчиль и Рузвельт.
Война оставила свой след и в мирной жизни первых послевоенных десятилетий. Так, бурятский мастер использовал военную гимнастёрку для чехла ритуального буддийского барабана. Множество художественных произведений, связанных с военной тематикой, было создано спустя годы и десятилетия после войны – огромной трагедии, сумевшей дотянуться до каждого.
1. Хусейн Тахир Заде «Победа Красной Армии над фашизмом» Иран, 1945 г.
Художник Тахир-Заде Бехзад исполнил картину «Красная Армия» в 1945 году. Картина была торжественно передана художником советскому Дому культуры в Тегеране, откуда поступила в музей. Известный иранский художник Хусейн Тахир-Заде Бехзад (1887-1962), родился в Тебризе, обучался живописи в Тбилиси, а затем в Стамбуле, где также реставрировал манускрипты из собрания дворца Топкапы. Вернувшись в 1929 году в Тегеран, основал по приказу Резы Шаха Пехлеви школу миниатюрной живописи. Его манера письма сочетает работу в традиционном миниатюрном жанре, с обилием орнамента и декоративных вставок, с достаточно крупными размерами изображенных персонажей, любовью к многофигурным сценам. Мастер стремился к созданию стиля, основанного на подражании сефевидской миниатюре. В подобном же ключе решено и подаренное музея полотно. Действие происходит в фантазийном пустынно пейзаже. На заднем плане за А. Гитлером изображен Б. Муссолини, за Сталиным – У. Черчилль и Ф. Рузвельт. Все герои облачены в одежды средневековых персидских рыцарей, со стрелами и мечами. Об идеологической принадлежности свидетельствуют элементы костюма – так, шальвары Сталина расшиты изображениями серпа и молота, Гитлера – свастики. Вокруг в картушах помещены стихи на фарси, посвященные доблести Красной Армии. На стреле, которой Сталин пронзает Гитлера надпись - «Красная стрела». Рама изначально была изготовлена специально для картины и украшена советской символикой.
2. Панно «Обелиск на горе Моранбон» КНДР, 1950-е гг. Шелк, картон, аппликация, вышивка.
Панно сшито из кусочков разноцветного шелка. Внизу надпись на корейском: «Завеса трудящихся женщин Пхеньяна»
В декоративно-прикладном искусстве КНДР середины XX века часто встречается изображение Монумента Освобождения (Хэбантхап) на горе Моранбон в Пхеньяне. Он был воздвигнут по случаю первой годовщины независимости корейского народа 15 августа 1946 г. в память о советских воинах, погибших при освобождении Кореи от японской колониального господства в годы Второй мировой войны. Период японского колониального режима продолжался с 1910 по 1945 г. День 15 августа – День освобождения или День независимости Кореи – праздник, ежегодно отмечающийся и в Северной, и в Южной Корее. В обеих странах этот праздник является государственным. В этот день в 1945 году капитулировавшая Япония освободила Корею от колониального правления. Монумент высотой 15 метров представляет собой стоящую на постаменте гранитную стелу, увенчанную красной звездой. Символичным является число и вес гранитных блоков, из которых сооружен памятник. 509 блоков символизируют дату 9 мая – день Победы в Великой Отечественной войне. Общий вес гранитных блоков составляет 815 тонн, что знаменует день освобождения Кореи от японской колониального господства – 15 августа. На передней грани стелы надпись на корейском «Хэбантхап» (Башня освобождения). У подножия стелы высечены две надписи на русском и корейском языках. На фронтальной части написано: «Великий советский народ разгромил японских империалистов и освободил корейский народ. Кровью, пролитой советскими воинами при освобождении Кореи, ещё больше укрепились узы дружбы между корейским и советским народами. В знак всенародной благодарности воздвигнут этот памятник. 15 августа 1945 года». Надпись на оборотной стороне мемориала гласит: «Вечная слава великой Советской Армии, освободившей корейский народ от ига японских империалистов и открывший ему путь к свободе и независимости! 15 августа 1945 года».
3. Данешвар Юлия «Страна зовет» Туркмения 1942 г. Холст, масло
В годы войны Юлия Данешвар, приехавшая в Туркмению в конце 1930-х, включилась в работу над агитационными плакатами «Окон ТАСС Туркментага». Тут ей, несомненно, помогли навыки, полученные от учителей: Дмитрия Моора и Александра Дейнеки. Однако метафорически-образные обобщения были не столь близки художнице, как изучение деталей бытового уклада туркмен, еще сохраняющих традиции кочевников. На показанной в залах всесоюзной выставки картине под названием «Проводы в Красную Армию» художница подробно запечатлела характерные эпизоды мобилизации, возможно виденные ею в пригороде Ашхабада. Центром композиции стала фигура молодого джигита в красном чапане и сияющей на солнце папахе-тельпеке. Старейшины дают ему последние напутствия, а поодаль старуха-мать, собравшая вещевой мешок, украдкой вытирает слезы: сдержанность в публичных проявлении чувств - черта национального характера туркмен. Но, нарушая эту традицию и словно отсекая джигита от уходящего отряда, к нему устремляется молодая женщина в красочном костюме с девочкой на руках. В основу композиций Данешвар легли многочисленные акварельные зарисовки, в которых раскрылось ее незаурядное колористическое дарование. В них запечатлены выразительные обожженные солнцем лица туркмен, изящество и грация женщин, сочная палитра национальных костюмов, мощными аккордами звучащих на фоне розоватых песков пустыни и сиреневых гор.
4. Гулькурпа. Узбекистан, Ташкент, кон. XIX – нач. XX вв. Х/б фабричная ткань кумач, ручная вышивка шелком
Эта вышивка поступила в Музей в 1943 г. – даже во время войны мы продолжали использовать каждую возможность, чтобы пополнять свои фонды. Большие декоративные вышивки, получившие распространение на территории Узбекистана и Таджикистана и носящие общее название сузани (тадж. «шитое иглой», «игольное») в Ташкенте и близ лежащих городах были известны как гулькурпа. Гулькурпа (тадж. «цветочное одеяло») – это вышивка, первоначально служившая покрывалом на постель новобрачных, о чем говорит и само его название. Во время свадебной церемонии особое внимание уделялось постели, которая украшалась для первой брачной ночи вышитыми простынями, одеялами и вышитыми покрывалами сузани или гулькурпа. К концу XIX - началу ХХ века покрывала гулькурпа уже служили для декора стен в комнате новобрачных. Орнаментальные мотивы вышитые на этих панно в соответствии с их названием представали в виде разнообразных цветов, цветочных пальметт и цветущих растительных элементов. Их семантическая функция – передача молодоженам силы цветения, витальности, а также помочь обрести плодовитость невесте.
5. Беньков П.П. Подруги. Письмо с фронта Узбекистан 1941 г.
Тема «письма с фронта», к которой обращались многие художники в военные годы, обычно представляла сюжетную композицию или групповой портрет. Убежденный сторонник работы на пленэре, Павел Беньков в данной работе не отказался от своих художественных предпочтений, создав в победном, 1945 году, картину, в которой словно бы сама природа вторит радостной вести. Беньков не был сторонником философских обобщений в искусстве. Он был влюблен в окружающую действительность, как она видится глазу. Опыт импрессионизма, полученный мастером непосредственно во время обучения в Париже, сказался и в его сюжетных предпочтениях – незамысловатых, отрадных сценках повседневной жизни, и в палитре, и в живописной технике – свободном мазке, темп и характер которого определяется натурой. Изображение трех девушек в тенистом дворике позволило Бенькову виртуозно воплотить сложнейшую живописную задачу, используя широкий диапазон теплых и холодных тонов. Вслед за художником нельзя не любоваться бликами света на одеждах девушек, листве деревьев, натюрморте, погруженном в кружевную тень. Ощущаемое, благодаря солнечному свету, цветопластическое единство мира завораживает поистине бесконечным разнообразием.
6. Чехол к барабану, сшитый из гимнастёрки. Бурятия Первая половина XX в.
Чехол к буддийскому храмовому барабану сшит из плотного армейского сукна. По всей поверхности машинным стежком прострочен традиционный для Монголии и Бурятии геометрический орнамент. В качестве застежки используются пуговицы от военной формы периода Великой Отечественной войны.
7. Бабаев Р. Г. Ветеран войны. Баку 1975 г.
За десятилетия, прошедшие с окончания войны, ее последствия постепенно устранялись, а ее герои, вернувшиеся к своим мирным профессиям, словно бы растворились в народе. И порой в мирном облике соседа, возделывающего, например, свой виноградник, трудно было распознать героя войны. Азербайджанский живописец Расим Бабаев, был слишком юным, чтобы принимать участие в сражениях и, обращаясь к теме войны, искал ее приметы, отголоски в современной действительности, избегая ложной патетики, свойственной многим заказным работам. В 1970-е, в период творческой зрелости, ему ближе метафорическое истолкование исторических событий. Не случайно в этой картине он создал не столько портрет конкретного человека, сколько некий обобщенный и многогранный образ, наделенный, в то же время конкретными чертами, и отчасти, характером фольклорного персонажа. Так же конкретна и одновременно многозначна сама структура картины. Апшеронский пейзаж написан в любимых художником цветах неба и песка, при этом, земная твердь, вытесняя небо, образует некий островок, микрокосм, в центре которого помещен лукавый босоногий старик с натруженными руками, напоминающий обликом героев народных сказок. Его кольцом окружают старые, еще спящие виноградных лозы – ровесницы. Их причудливо изогнутые «страдающие» ветви воспринимаются метафорой преодоления жизненных невзгод. Но апшеронские лозы выдерживают сильные ветры только если они стелются вдоль земли, а точнее, песка - именно он придает особый вкус вызревающему там винограду. Лоза требует неустанной заботы. Не даром не Востоке труд виноградаря ценился как труд земледельца, а иногда сравнивался с каждодневной войной с сорняками и стихией. Но несомненно: эта «война» отрадна нашему ветерану Великой Отечественной.
8. Тоидзе М.И. Гражданки Тбилиси готовят подарки фронту. Грузия 1944 г.
Несмотря на близость фронта, художественная жизнь в Грузии не затихала. В 1943 году картину с аналогичным сюжетом Мосе Тоидзе экспонировал на выставке в Тбилиси, и в том же году принял участие в московской выставке «Героический фронт и тыл». Изготовлением теплых шерстяных вещей: перчаток, носков, подшлемников занимались в тылу многие женщины, продолжая древние традиции рукоделия теперь уже в новых обстоятельствах.Сюжет художнику был хорошо знаком: женщины-грузинки собираются на плоской крыше чьего-то дома или на балконе на посиделки: разговаривают, обмениваются новостями, лакомятся чем-нибудь вкусным, занимаются рукоделием. В данном случае - чесание, прядение шерсти и вязание носков больше соответствует крестьянскому, а не городскому досугу. Чтобы подчеркнуть национальный колорит Тоидзе наряжает своих красивых героинь в «восточные» или традиционные грузинские костюмы и головные уборы. За их спинами он располагает панораму старого Тбилиси с крепостью Нарикала. Оптимистичная по содержанию, картина Тоидзе вполне отвечает задачам «подъема морально-психологического духа», что и требовалось от художника, работающего согласно установкам социалистического реализма. Добавим, что его сын, Ираклий, в 1941 году создал плакат «Родина-мать зовет» - один из самых известных не только в нашей стране.
9. Валентин Шерпилов «Возвращение героя». Тбилиси, 1943 год. Холст, масло
В основу многих картин, выполненных художниками в трудные военные годы, легли их собственные наблюдения. И данная работа – не исключение. Она написана в 1943 году, хотя логичнее было бы предположить датой ее написания победный 1945-й. Но по свидетельствам очевидцев, в Тбилиси в 1943 году уже стали ощущаться положительные перемены в ходе войны: в начале года враги были отброшены с территорий Северного Кавказа, а к его концу планы захвата этого региона были окончательно сорваны. И что самое важное: понемногу стали возвращаться демобилизованные после ранений военные. Разные оттенки чувств владеют героями полотна, тесно обступившими вернувшегося с фронта. И, согласно грузинским традициям, такую радость следует разделить с соседями и друзьями, равно как и импровизированную, но праздничную трапезу. В картине немало чисто грузинских деталей, однако нарядные женские платья и украшения, натюрморт на первом плане придают сцене некий «французский отголосок», совершенно не соответствующий стилистике социалистического реализма. Именно за свои импрессионистические пристрастия тонкий живописец Валентин Шерпилов был вытеснен на периферию художественного процесса. Преподавая долгое время в художественно техникуме в Тбилиси, он по словам студентов, досконально изучил особенности живописной техники Мане или Ренуара, закономерности их композиционных решений. «Эхо импрессионизма» проявлявшееся в сюжетах, композициях, манере письма всегда ощутимо в его работах, которые редко попадали на выставки. Заметно оно и здесь, хотя колорит «сдвинут» в сторону коричневого.
10. Гэлэгийн Одон (1925–1996) «Памятник советским воинам на горе Чойбалсана» МНР. 1954 г. Картон, масло
В 50-ые годы на высоком холме к югу от Улан-Батора был установлен обелиск в память советских воинов, погибших в боях при Халхин-Голе. В настоящее время на этом месте, которое уже входит в черту города, вырос целый мемориальный комплекс в честь поддержки Красной Армией монгольской Народной революции и советско-монгольской победы при Халхин-Голе (Мемориал Зайсан).