Бюро культуры Посольства Арабской Республики Египет в Москве совместно с Государственным музеем Востока представляют зрителю выставку работ современной египетской художницы Хаггер Абугабал «Египет. Таинство гор».
Куратор выставки: Дарья Кирсанова(Бюро культуры Посольства Арабской Республики Египет в Москве)
«Бюро Культуры посольства Арабской республики Египет в Москве с гордостью представляет работы египетской художницы, доктора Хаггер Абугабал. События 2020 года, потрясшие весь мир, в очередной раз подтвердили необходимость культуры в жизни общества, её организующей и направляющей функции. В отсутствие привычного образа жизни мы остро ощутили значимость культурных событий в нашей повседневности. Сейчас, возвращаясь к привычному и адаптируясь к новой реальности, культура вышла на новый, виртуальный уровень, и тем ценнее стало каждое событие. Хаггер Абугабал – представитель современного египетского искусства. Её работы, вдохновлённые уникальной природой Египта, органично соединяют в себе образность и глубокий философский смысл. Полотна буквально дышат теплом, светом и полны тех красок, какие встречаются только на горных вершинах. Яркие, насыщенные, живые. Мы надеемся, эти картины принесут радость зрителям, для кого-то – воскресят в памяти незабываемые черты многокрасочных египетских ландшафтов, а кому-то – станут путеводной нитью к будущим путешествиям и открытиям.»
Д-р Мохамед Эльгебали, Советник по вопросам Образования и культуры Посольства АРЕ в Москве, Директор Бюро Культуры
Бюро культуры Посольства Арабской Республики Египет в Москве благодарит Государственный музей Востока за сотрудничество и имеет честь представить русскому зрителю выставку работ современной египетской художницы Хаггер Абугабал «Египет. Таинство гор».
Пирамиды и храмы, гробницы и саркофаги, хрупкие листки папирусных свитков – культура Нильской долины традиционно связывается в нашем сознании с наследием древности. Однако мир египетского искусства живет и развивается на протяжении тысячелетий, подвергаясь трансформации и следуя за ходом истории. В наши дни в Египте работают целые школы и направления нового искусства, и Хаггер Абугабал – яркая представительница современной живописи Египта.
1. Небо, полное цветов. Холст, масло – 80х50 см – Ноябрь 2018
Доктор Хаггер Абугабал – профессор медицинского факультета университета Айн Шамс в Каире, в восьмидесятых годах учившаяся в аспирантуре в Париже. Именно живописная сокровищница французской культуры стала для будущей художницы источником вдохновения и отправной точкой для ее собственного творчества.
2. Красная земля. Покой. Холст, масло – 80х50 см – Ноябрь 2018
Запад и Восток органично соединились в работах Хаггер Абугабал: опираясь на традиции французской живописи конца XIX века, она создает пейзажи, проникнутые любовью и трепетом. Взгляд художницы сосредоточен на природе родной земли, ставшей колыбелью великих культур, но сохранившей свою неизменную прелесть. Путешествуя по стране, художница сумела создать собирательный образ величественных горных вершин Синая, окутанных мягкой дымкой пейзажей Файюма и уходящих к горизонту гор Верхнего Египта.
3. Небесный Нил. Холст, масло – 100х70 см – Август 2018
Горы Синая
Горы Синайского полуострова – это великая северная «крыша» Египта, место силы и веры. Расположенные на северо-восточной границе страны, они являются оплотом, объединяющим историю разных культур и религий. Известные еще древним египтянам горы Синая были местом добычи бирюзы начиная с 3 тысячелетия до н.э. С III века здесь находили приют христианские отшельники, и очень быстро Синай становится центром монашества, ведь уже в библейских текстах эта священная земля мыслилась как место встречи человека с Богом. Священная земля… Здесь, на горе Синай, Моисей получил от Всевышнего скрижали с десятью заповедями, первым сводом законов. В Ветхом Завете цепь Синайских гор на юге полуострова предстает как «Божья гора», «Гора Господа», «Хорив».
4. Таинство заката. Холст, масло – 70х50 см – Декабрь 2017
Синай упоминается и в Коране: в суре «ат-Тин» («Смоковница») Аллах, поклявшись смоковницей, оливой, горой Синай и надёжным городом (Меккой), сообщает о своём сотворении человека всесторонне прекрасным и совершенным: «Клянусь смоковницей и оливой! Клянусь горой Синаем! Клянусь этим безопасным городом (Меккой)! Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» - говорится в суре.
В суре «Аль-Муминун» («Верующие») определяются черты истинного мусульманина. В этой части Корана повествуется об истории сотворения человека Аллахом и о том, что было создано для человека на земле: «Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай и дает масло и приправу для вкушающих» - речь идет об оливе.
Здесь же, у подножия горы Синай, в 330 году монахи при поддержке святой императрицы Елены построили у Неопалимой купины маленькую церковь и башню. Второй этап строительства был завершен в 527 году в правление императора Юстиниана Великого; с XI века монастырь Преображения стал называться монастырём Святой Екатерины, в честь Екатерины Александрийской.
5. Утро зачарованное. Холст, масло – 100х70 см – Сентябрь 2018
Фаюм
Благодатная земля Фаюмского оазиса расположена на границе между Нижним и Средним Египтом, к юго-западу от Каира, представляя собой резкий контраст с песками Ливийской пустыни, обнимающей оазис. Первые следы присутствия здесь человека появляются уже в позднем палеолите, а в 4 тысячелетии до н.э. здесь обнаруживаются следы культуры эпохи бронзы. окружённый Ливийской пустыней. Современное название города пришло в коптский язык через древнеегипетский: в Новом царстве египтяне называли pa-ym озеро, расположенное в котловине оазиса и теперь известное как Карун. Первый расцвет Фаюма приходится на эпоху Среднего царства (21-17 вв. до н.э.), когда фараон Аменемхет III при помощи системы дамб и каналов смог значительно увеличить здесь площадь пахотных земель, превратив озеро в громадный водный резервуар. Упоминания о нём встречаются в работах Геродота, Клавдия Птолемея, Плиния Старшего и других.
6. Земля чудес. Холст, масло – 210х130 – Май 2019
В наши дни Фаюмский оазис прежде всего ассоциируется со знаменитыми портретами греко-римского времени (I-III вв.), выполненными в технике энкаустики и, позднее, темперной живописи: хотя впервые эти великолепные произведения древнего портретного искусства были описаны в 1615 году итальянским исследователем Пьетро делла Валле, но первая крупная находка погребальных портретов относится к 1887 году когда британская экспедиция под руководством Флиндерса Питри работала в некрополе Хавары. Использование воска в качестве связующего и милосердный к археологическим памятникам климат Египта помогли многим из фаюмских портретов сохраниться до наших дней, практически не потеряв изначальной яркости колорита и позволяя нам встретиться взглядами с давно ушедшими жителями Нильской долины.
7. Обещание рассвета. Холст, масло – 100х70 см – Сентябрь 2018
Горы Верхнего Египта больше напоминают бескрайнее плато, простирающееся до самого горизонта и подпирающее собой пустыню. Подобно массивной преграде, исчерченной трещинами и расщелинами, они обнимают Нильский поток, сдерживая пустыню. Белоснежные на восходе и пурпурные на закате их вершины отражают небо, а раскинувшиеся здесь города Эль-Минья, Луксор, Асуан до сих пор хранят древние истории, оставаясь безмолвными свидетелями жизни и упокоения царей и вельмож, воздвигших здесь храмы и некрополи.
8. Плодородная земля. Холст, масло – 80х50 см – Ноябрь 2018
В работах Хаггер Абугабал горы предстают как бескрайнее пространство, полное красок, чередующее свет и тени вплоть до самого горизонта. Свидетели вечности, они постоянно меняются – отблески рассвета и заката, испепеляющее солнце и бархатный мрак ночи делают египетские горы живыми, дышащими гигантами, стоящими на страже здешней благословенной земли.
9. Форма. Холст, акрил – 60х40 см – Февраль 2020
Художница смело использует яркие, порой контрастные цвета, превращая горный пейзаж в огненное неистовство, пульсирующую плоть живой, дающей рождение земли. Рассвет же, напротив, рассыпается прозрачными отблесками, хрупкой материей соединяя реальность с мифом. Хаггер Абугабал не раз акцентирует внимание зрителя на волшебной силе этой красоты, на единении противоположностей, называя свои работы «Таинство заката», «Утро зачарованное», «Небесный Нил».
10. Свобода. Холст, масло – 100х70 см – Декабрь 2018
Художница завороженно исследует изменчивое величие горных массивов, видевших движение человеческой истории, и дарит зрителю возможность прикоснуться к вечности.