Виртуальная выставка «Таир Салахов. (1928 – 2021)»

01.06.2021 — 30.06.2021

Государственный музей Востока представляет вашему вниманию виртуальную выставку, посвященную памяти Таира Теймуровича Салахова — «Таир Салахов. (1928 – 2021)».

Главное здание на Никитском бульваре
01.06.2021 — 30.06.2021

Таира Салахова без преувеличения можно считать одним из крупнейших мастеров отечественного искусства. Произведения художника, родившегося и получившего первые художественные навыки в Азербайджане, продолжившего образование в Ленинграде и Москве, теперь известны всему миру.

Его работы из нашего собрания периодически украшали постоянную экспозицию музея, участвовали в его персональных выставках в Третьяковской галерее и фонде «Екатерина», представляли искусство современного Азербайджана в экспозициях, посвященных Кавказу, стали своего рода пластическим эпиграфом к недавней выставке «Избранное за полвека» в Государственном музее Востока.  Нынешняя виртуальная выставка произведений Таира Теймураз оглы Салахова, Народного художника Азербайджана, вице-президента Российской академии художеств, пунктиром очерчивает диапазон его творчества. 

В эпоху, именуемую «оттепель», он нашел свою художественно выразительную форму для передачи повседневного и, одновременно, героического труда нефтяников Каспия, создав произведения, без которых трудно представить себе теперь уже далекие 1960-е и героев того непростого времени: мужественных, обладающих нравственной силой и верой в успешность созидания будущего справедливого общества. Не случайно у Салахова было так много последователей. А его работы, входящие в цикл, посвященный нефтяникам Каспия, стали наиболее востребованными в нашей коллекции.

Нефтяник. 1959. Холст, масло. 80х80

Максимально приближая героя к зрителю, кадрируя композицию, и, тем самым, избегая эффекта позирования, художник акцентирует внимание на лице своего героя, обветренном, загорелом, мужественном, несущем отпечаток сложной и драматичной судьбы. Он не питает иллюзий и тверд в своих нравственных принципах. 

При всей энергичности и намеренной угловатости письма, подчеркивающий антипарадный облик нефтяника, портрет красив своим лаконичным, темным и почти монохромным колоритом, построенным на оттенках металла, земли, нефти.

Над Каспием. 1961. Холст, масло. 151х105

Пафос покорения природной стихии человеком – лейтмотив этой работы, в которой и сам Каспий, не случайно получивший эпитет «грозный», и низкое свинцовое-сизое грозовое небо с разрывами туч, подчинены ясным ритмам инженерных конструкций нефтяных вышек – их горизонталям и диагоналям.

Тема, в которой прочно сплелись такие значимые для страны понятия как Каспий и нефть, возникла в творчестве Салахова органично и закономерно. В 1950-е активно строился искусственный остров Нефтяные Камни – самая крупная в мире платформа, с которой и сейчас ведется добыча нефти на морском шельфе.  Художник несколько месяцев прожил там, вместе с героями своих будущих картин: ремонтниками, строителями, буровиками, поэтому так убедительны созданные им образы.

Кроме работ, входящих в цикл, посвященный нефтяникам Каспия, Салахов вошел в отечественное искусство выразительными глубокими портретами близких людей и своих выдающихся современников –  композиторов, музыкантов, актеров. 

Но не менее ценны и его камерные произведения.

Селение Бильгя. Из серии «Апшерон». 1968. Картон, гуашь, восковая пастель 55х77 

В этом графическом листе Салахов суммирует свои впечатления от природы Апшерона, «пепельной, тяжелой, огненоносной», сохраняя, при этом, зорко подмеченные детали. Пейзаж и архитектура внешне малопримечательного поселка у моря подчинены логике ритмических построений. Дома и ограды, сложенные из грубых камней, приобретающих под воздействием соленого ветра и солнца особенные глубокие оттенки коричневого цвета, округлые купы деревьев с темной листвой, перекатывающаяся волнами дорога – все кажется плотно сбитым, пригнанным друг к другу, способным выдержать натиск непогоды.

Обращаясь к наследию Салахова понимаешь, что художник не подходил к мольберту, не имея стройного замысла, некой значительной идеи, которая от работы к работе пластически оттачивалась и углублялась. 

Натюрморт с гранатами. 1969. Холст, масло. 90х70

Мощно и энергично написанный «Натюрморт с гранатами» типологически восходит к бесчисленной галерее «завтраков», начатой еще в XVII веке голландцами, продолженной Сезанном, мастерами Бубнового Валета, Петровым-Водкиным, Штеренбергом, и еще многими художниками, не только исследовавшими формы предметов и их взаимоотношения в пространстве, но и через них воплощавшими свое мировосприятие.

Каждая деталь в композиции Салахова наполнена смыслом и рождает цепь ассоциаций. Фоном натюрморта служит картина, повернутая к зрителю оборотной стороной. Это сразу определяет «место действия»: мастерская художника, пространство, где ему привычно вынашивать и воплощать свои замыслы. У Салахова это пространство предельно аскетично. На плоскости стола, упирающегося в крестовину подрамника будущей картины, в изломанных складках белой ткани (или газетного листа) помещены гранаты, как один из даров его родной земли, и, одновременно, ее символ. Рядом – пузатая оплетенная бутыль кьянти - своего рода оммаж полотнам Ренато Гуттузо, итальянского художника-неореалиста, чьи образы и темы из жизни пролетариев и бедняков, равно как и экспрессивная манера их воплощения, были в эти годы близки азербайджанскому мастеру. Нервно изломанный черный контур, гранящий плоскости цвета и рассекающий пространство, наполняет обыденный сюжет живописной энергией и драматичным ощущением времени.

Вид на канал. Из серии «По Венеции». 1980-е. Холст на картоне, масло. 90х70

Творчество Салахова связано не только с Азербайджаном и Россией. Ему довелось подолгу работать в Испании, Франции, Мексике, Италии и написать немало картин, в которых самобытно претворены впечатления от новых стран и культур.

В запечатленном здесь уголке Венеции почувствуешь и своеобразный архитектурный стиль города с вкраплениями нарядных терракотово-красных фасадов, нарушающих, в целом, сдержанную гамму строений, и свет, отраженный водой каналов и отбрасывающий рефлексы на стены домов, и неизменно ошеломляющий контраст самих зданий и водной поверхности, заменяющей городские улицы.

Представителей «сурового стиля» порой упрекали в упрощенности живописной манеры.  Однако цветовой лаконизм их плотен говорит об избирательном отношении к колориту, который отличается, например, от широкой палитры мастеров пленэра.  В живописной гамме полотен Салахова основой являются черный и белый, их дополняют точно и разнообразно переданные оттенки земли, металла, солнца… Мастер очень тонко чувствует символику и ассоциации, связанные с тем или иным цветом. Даже по нескольким работам нашего собрания видно, в каком широком диапазоне он использует, например, красный: от тревожного, маркирующего опасность, в серии, посвященной нефтяникам, до сочных глубоких оттенков в натюрморте и теплых, мягких, мажорных в венецианском пейзаже.

 

Материал для виртуальной выставки подготовлен старшим научным сотрудником отдела искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера — Светланой Михайловной Хромченко.

 Нефтяник. 1959. Холст, масло. 80х80

Нефтяник. 1959. Холст, масло. 80х80

Над Каспием. 1961. Холст, масло. 151х105

Над Каспием. 1961. Холст, масло. 151х105

Селение Бильгя. Из серии «Апшерон». 1968. Картон, гуашь, восковая пастель 55х77

Селение Бильгя. Из серии «Апшерон». 1968. Картон, гуашь, восковая пастель 55х77

Натюрморт с гранатами. 1969. Холст, масло. 90х70

Натюрморт с гранатами. 1969. Холст, масло. 90х70

Вид на канал. Из серии «По Венеции». 1980-е. Холст на картоне, масло. 90х70

Вид на канал. Из серии «По Венеции». 1980-е. Холст на картоне, масло. 90х70