Государственный музей Востока представляет вашему вниманию виртуальную выставку, посвященную памяти Таира Теймуровича Салахова — «Таир Салахов. (1928 – 2021)».
Таира Салахова без преувеличения можно считать одним из крупнейших мастеров отечественного искусства. Произведения художника, родившегося и получившего первые художественные навыки в Азербайджане, продолжившего образование в Ленинграде и Москве, теперь известны всему миру.
Его работы из нашего собрания периодически украшали постоянную экспозицию музея, участвовали в его персональных выставках в Третьяковской галерее и фонде «Екатерина», представляли искусство современного Азербайджана в экспозициях, посвященных Кавказу, стали своего рода пластическим эпиграфом к недавней выставке «Избранное за полвека» в Государственном музее Востока. Нынешняя виртуальная выставка произведений Таира Теймураз оглы Салахова, Народного художника Азербайджана, вице-президента Российской академии художеств, пунктиром очерчивает диапазон его творчества.
В эпоху, именуемую «оттепель», он нашел свою художественно выразительную форму для передачи повседневного и, одновременно, героического труда нефтяников Каспия, создав произведения, без которых трудно представить себе теперь уже далекие 1960-е и героев того непростого времени: мужественных, обладающих нравственной силой и верой в успешность созидания будущего справедливого общества. Не случайно у Салахова было так много последователей. А его работы, входящие в цикл, посвященный нефтяникам Каспия, стали наиболее востребованными в нашей коллекции.
Нефтяник. 1959. Холст, масло. 80х80
Максимально приближая героя к зрителю, кадрируя композицию, и, тем самым, избегая эффекта позирования, художник акцентирует внимание на лице своего героя, обветренном, загорелом, мужественном, несущем отпечаток сложной и драматичной судьбы. Он не питает иллюзий и тверд в своих нравственных принципах.
При всей энергичности и намеренной угловатости письма, подчеркивающий антипарадный облик нефтяника, портрет красив своим лаконичным, темным и почти монохромным колоритом, построенным на оттенках металла, земли, нефти.
Над Каспием. 1961. Холст, масло. 151х105
Пафос покорения природной стихии человеком – лейтмотив этой работы, в которой и сам Каспий, не случайно получивший эпитет «грозный», и низкое свинцовое-сизое грозовое небо с разрывами туч, подчинены ясным ритмам инженерных конструкций нефтяных вышек – их горизонталям и диагоналям.
Тема, в которой прочно сплелись такие значимые для страны понятия как Каспий и нефть, возникла в творчестве Салахова органично и закономерно. В 1950-е активно строился искусственный остров Нефтяные Камни – самая крупная в мире платформа, с которой и сейчас ведется добыча нефти на морском шельфе. Художник несколько месяцев прожил там, вместе с героями своих будущих картин: ремонтниками, строителями, буровиками, поэтому так убедительны созданные им образы.
Кроме работ, входящих в цикл, посвященный нефтяникам Каспия, Салахов вошел в отечественное искусство выразительными глубокими портретами близких людей и своих выдающихся современников – композиторов, музыкантов, актеров.
Но не менее ценны и его камерные произведения.
Селение Бильгя. Из серии «Апшерон». 1968. Картон, гуашь, восковая пастель 55х77
В этом графическом листе Салахов суммирует свои впечатления от природы Апшерона, «пепельной, тяжелой, огненоносной», сохраняя, при этом, зорко подмеченные детали. Пейзаж и архитектура внешне малопримечательного поселка у моря подчинены логике ритмических построений. Дома и ограды, сложенные из грубых камней, приобретающих под воздействием соленого ветра и солнца особенные глубокие оттенки коричневого цвета, округлые купы деревьев с темной листвой, перекатывающаяся волнами дорога – все кажется плотно сбитым, пригнанным друг к другу, способным выдержать натиск непогоды.
Обращаясь к наследию Салахова понимаешь, что художник не подходил к мольберту, не имея стройного замысла, некой значительной идеи, которая от работы к работе пластически оттачивалась и углублялась.
Натюрморт с гранатами. 1969. Холст, масло. 90х70
Мощно и энергично написанный «Натюрморт с гранатами» типологически восходит к бесчисленной галерее «завтраков», начатой еще в XVII веке голландцами, продолженной Сезанном, мастерами Бубнового Валета, Петровым-Водкиным, Штеренбергом, и еще многими художниками, не только исследовавшими формы предметов и их взаимоотношения в пространстве, но и через них воплощавшими свое мировосприятие.
Каждая деталь в композиции Салахова наполнена смыслом и рождает цепь ассоциаций. Фоном натюрморта служит картина, повернутая к зрителю оборотной стороной. Это сразу определяет «место действия»: мастерская художника, пространство, где ему привычно вынашивать и воплощать свои замыслы. У Салахова это пространство предельно аскетично. На плоскости стола, упирающегося в крестовину подрамника будущей картины, в изломанных складках белой ткани (или газетного листа) помещены гранаты, как один из даров его родной земли, и, одновременно, ее символ. Рядом – пузатая оплетенная бутыль кьянти - своего рода оммаж полотнам Ренато Гуттузо, итальянского художника-неореалиста, чьи образы и темы из жизни пролетариев и бедняков, равно как и экспрессивная манера их воплощения, были в эти годы близки азербайджанскому мастеру. Нервно изломанный черный контур, гранящий плоскости цвета и рассекающий пространство, наполняет обыденный сюжет живописной энергией и драматичным ощущением времени.
Вид на канал. Из серии «По Венеции». 1980-е. Холст на картоне, масло. 90х70
Творчество Салахова связано не только с Азербайджаном и Россией. Ему довелось подолгу работать в Испании, Франции, Мексике, Италии и написать немало картин, в которых самобытно претворены впечатления от новых стран и культур.
В запечатленном здесь уголке Венеции почувствуешь и своеобразный архитектурный стиль города с вкраплениями нарядных терракотово-красных фасадов, нарушающих, в целом, сдержанную гамму строений, и свет, отраженный водой каналов и отбрасывающий рефлексы на стены домов, и неизменно ошеломляющий контраст самих зданий и водной поверхности, заменяющей городские улицы.
Представителей «сурового стиля» порой упрекали в упрощенности живописной манеры. Однако цветовой лаконизм их плотен говорит об избирательном отношении к колориту, который отличается, например, от широкой палитры мастеров пленэра. В живописной гамме полотен Салахова основой являются черный и белый, их дополняют точно и разнообразно переданные оттенки земли, металла, солнца… Мастер очень тонко чувствует символику и ассоциации, связанные с тем или иным цветом. Даже по нескольким работам нашего собрания видно, в каком широком диапазоне он использует, например, красный: от тревожного, маркирующего опасность, в серии, посвященной нефтяникам, до сочных глубоких оттенков в натюрморте и теплых, мягких, мажорных в венецианском пейзаже.
Материал для виртуальной выставки подготовлен старшим научным сотрудником отдела искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера — Светланой Михайловной Хромченко.