Виртуальная выставка посвящена группе наиболее ранних предметов из коллекции монгольской народной скульптуры в собрании Государственного музея Востока.
Виртуальная выставка посвящена группе наиболее ранних предметов из коллекции монгольской народной скульптуры в собрании Государственного музея Востока. Это деревянные статуэтки, которые вышли из-под резца одного мастера, и нам, к счастью, известно имя этого человека, в отличие от абсолютного большинства изделий народного творчества прошлых веков, которые дошли до нас как безымянные.
В списке экспонатов, приобретенных Государственной закупочной комиссией в 1937 г., автором статуэток назван «народный мастер Цымбыл». Позже стараниями нашего коллеги, ведущего научного сотрудника сектора искусства Центральной Азии В.А. Кореняко, была установлена краткая биография этого мастера. В действительности его звали Сожоо Цэмбэл. Сожоо – прозвище, означающее «слепой на один глаз», «кривой». Цэмбэл жил и работал в одном из буддийских монастырей (хүрээ) на востоке Монголии на рубеже XIX–XX вв. В те времена именно буддийские центры были основными местами сосредоточения мастеров различного профиля, где им были обеспечены заказы.
Главным мотивом среди представленных фигурок являются изображения «шести видов домашнего скота» или «шести домашних животных» – кони, коровы и быки, бараны, козлы, верблюды, яки – это устоявшаяся в быту и культуре кочевых скотоводческих народов Центральной Азии формула. Изображения этих домашних животных могли стоять на алтаре вместе со священными изображениями (бурханами) для обеспечения благополучия стада, а могли быть отданы детям как игрушки. Верный признак, который указывает на принадлежность статуэток к культовой сфере – изображенные на них ошейника с лентами – знак посвящения животного божеству.
Все представленные фигурки датируются концом XIX – первой третью XX вв. Они вырезаны из дерева и раскрашены масляными и темперными красками. Высота этих статуэток вместе с постаментами не превышает 8-12 см.
Животные представлены в статичной позе, как правило, на небольших подставках, и трактованы с разной степенью реалистичности и проработанности. В целом фигурки отличаются обобщенностью и лаконичностью форм, не обременены детализацией и натурализмом. Вместе с тем, соблюденные пропорции и точно схваченные мастером отдельные анатомические черты приближают образы к реальным. Декоративная манера преобладает в трактовке длинных прядей волос и шерсти, которые переданы в виде глубоких параллельных прямых или плавно изогнутых борозд. Условность проявляется также в раскраске: сплошная заливка одним цветом или наличие локальных пятен, а также использование нехарактерных цветов (например, розовый для хвоста и шерсти яка, синий для гривы коня).