Выставка призвана познакомить зрителей с миром украшений, характерных для этносов и этнических групп запада и востока африканского континента.
Выставка призвана познакомить зрителей с миром украшений, характерных для этносов и этнических групп запада и востока африканского континента. Украшения этносов и этнических групп Тропической Африки невероятно разнообразны как по используемым материалам, так и по техникам исполнения. Ожерелья, браслеты, кольца, украшения для волос позволяют определить возрастной, социальный, имущественный статус владельца и, вместе с одеждой, прической, татуировкой, знаками скарификации говорят о его этнической принадлежности.
На выставке представлены изделия, хранящиеся в фондах ГМВ, в том числе, полученные в ходе экспедиционной работы сотрудников музея в Западной Африке. Восточноафриканская коллекция в 2021 г. пополнилась благодаря крупным дарениям фотохудожника Ольги Мичи. На выставке представлены как традиционные произведения, так и созданные в рамках культуры больших африканских городов, где мастера с легкостью откликаются на актуальный запрос художественного (в том числе, туристического) рынка. Современность здесь не приходит на смену традиции, они существуют вместе, взаимно обогащая друг друга.
Традиционные украшения в Тропической Африке являются частью как женского, так и мужского мира. Воины масаи и самбуру украшают себя пышными бисерными «воротниками», а догонские вожди и лекари носят массивные ожерелья и кольца. Желающий защитить себя мужчина-ашанти может надеть сложно украшенную амулетницу, догоны помещают целебные составы внутрь полых подвесок, а звенящие браслеты девушек-дан отгоняют недобрые силы во время танцевальных церемоний.
1.Шейное украшение. Этнос масаи. Кения. Начало XXI в.
2.Амулетница с крышкой и подвесками. Этнос ашанти. Республика Гана. 1970 - 1980-е гг.
3.Неизвестный мастер Браслет наручный для танцев. Этнос дан. Кот-д'Ивуар или Либерия. Первая половина XX в.
Западноафриканские изделия демонстрируют разнообразие материалов и приемов создания. Полиэтнические сообщества живут на ограниченной близостью Сахары территории. Издавна люди здесь мигрируют, создают тесные торговые и культурные связи – украшения сенуфо и бауле можно приобрести у догонов, а бамбара переняли у тукулеров и сонинке формы и декор золотых и серебряных изделий, в основе которых лежат крупные, украшенные зернью и сканью биконические бусины, с древности известные в Северной Африке. Металлопластика в Западной Африке развита чрезвычайно, однако для украшений используются различные, в том числе, растительные материалы. Так, сонгаи виртуозно имитируют золотые ожерелья и браслеты тукулёров и сонинке, сплетая свои изделия, «золото Тимбукту», из тонкой соломки.
1.Ожерелье. Этнос сангаи. Республика Мали. Начало 1970-х гг.
2.Ожерелье. Этнос сангаи. Республика Мали. Начало 1970-х гг.
Восточноафриканские украшения также исключительно разнообразны: многоцветные, расшитые нитями низанного бисера (привозимого сейчас из Китая, а раньше – из Чехословакии и Италии) головные повязки, ожерелья и браслеты масаи и самбуру соседствуют здесь с плетеными из растительных волокон и грубо выточенными из дерева бусами и браслетами. Как и в Западной Африке (регион Кробо, Гана), здесь активно используются стеклянные бусины из переработанного стекла, которые амхара нанизывают вперемешку с металлическим бисером и подвесками, в том числе, в виде символов авраамических религий.
1. Наголовное украшение. Этнос масаи. Кения. Начало XXI в.
2. Шейное украшение Этнос самбуру. Кения, регион озера Туркана. Вторая половина XX в.
3. Бусы с подвеской в виде звезды Давида. Этнос амхара. Эфиопия. Начало XXI в.
Несколько предметов южноафриканских химба, по контрасту, демонстрируют небывалую колористическую сдержанность и приверженность к почти необработанным материалам. Грубо оббитые железные бусины и плоские бусины из страусового яйца, обилие кожаных вставок часто соседствуют с охристо-коричневой обмазкой из местной, красноватого цвета земли и животного жира. Здесь украшения являются буквально продолжением тела – той же обмазкой химба покрывают кожу и волосы, защищаясь от москитов и злых духов, а также подчеркивая свою красоту.
1. Бусы. Этнос химба. Намибия Конец ХХ в.
2. Бусы. Этнос химба. Намибия Конец ХХ в.