Эдмонд Петросян. Мистерии

08.06.2022 — 10.07.2022

8 июня Государственный музей Востока представляет выставку «Эдмонд Петросян. Мистерии». На выставке будет представлено более 60 живописных работ художника.

Главное здание на Никитском бульваре
08.06.2022 — 10.07.2022

Министерство культуры РФ

Государственный музей Востока

Куратор выставки: Лидия Рославцева

8 июня Государственный музей Востока представляет выставку Эдмонда Петросяна. На выставке будет представлено более 60 живописных работ художника.

Картины этого художника из Степанакерта (Ханкенди), не получившего никакого художественного образования и умершего недавно, в 2019 году, в Степанакерте (Ханкенди), находятся в собраниях российских музеев и не раз выставлялись в столичных галереях, многие из них с успехом продаются на аукционах и приобретаются частными коллекционерами из разных стран.

Эдмонд Петросян родился в 1947 году в Шуше в большой семье архитектора. После окончания школы уехал учиться в Сибирь — в Красноярский институт коммунального хозяйства, а вернувшись домой, стал работать на комбинате стройматериалов. Преподавал в городской спортивной школе. Псевдоним художника Дикен — тоже наследие футбольной молодости.

Во время войны жена уехала в Израиль, дочь обосновалась в Краснодаре. Братья и сестры в разное время покинули Степанакерт (Ханкенди), и Петросян остался один в двухэтажном доме. Позже, когда он начал писать картины, его колоритный каменный, с садом, наполненный книгами дом стал похож на галерею с необычной атмосферой, где хозяин цитировал гостям Вергилия, Овидия, Лукреция, Пруста.

Один из его друзей делился: «Тихий, скромный человек с печальными бездонными глазами. Деликатный. Одинокий. Замкнутый. Весь в себе.  Однажды, когда ему было уже за сорок, он увидел сон. Во сне кто-то сказал ему: «Рисуй» — и показал будущую картину. Он пошел, купил краски и нарисовал первую работу. Эдмонд не умеет рисовать в академическом смысле, совсем. Но может вывернуть наизнанку душу. И свою, и нашу. Сюжеты картин он тоже видит во сне. Утром, проснувшись, набрасывает эскизы карандашом, потом пишет цветом. Просто и глубоко». Зарисовывать обычные предметы для него было неинтересно: «Нужно рисовать так, чтобы была философия. Тот, кто не читал Достоевского, рисовать не имеет права. У меня не получилось бы рисовать веселые картины. У меня на картинах грусть». Художник создавал работы, полные глубоких размышлений о смысле жизни. «Любимые цвета — желтый, синий-голубой и белый. Желтый для меня – это грусть, синий — жизнь, а белый — неизвестность».

Каждые праздники или в дни выборов Эдмонд брал своих «осликов», как он называл любимые картины, и спускался на «Пятачок» – известное место в Степанакерте (Ханкенди). Порой собиралась целая толпа любопытных, и даже образовывалась очередь из желающих взглянуть на его работы. 

За два года до смерти попал в реанимацию, и оттуда было решено отправить его в интернат для престарелых. В Степанакерте (Ханкенди) это заведение вполне уютное, с заботливым медицинским персоналом и хорошим уходом. Дочь предлагала забрать его к себе, но художник отказался: «Не знаю, как я там буду жить. Мое место здесь, на родине». Стены палаты в интернате были завешаны его картинами. А на стене дома осталась фраза, написанная краской: «Господь, сохрани этот дом!»

Как сказала одна современная художница, знавшая Петросяна: «Мир многолик, многогранен, каждый человек видит его по-своему. Объективно увидеть мир невозможно. Объективный мир – это мир, в котором никто не живет. Ничего не надо бояться.  Очень важно писать свое. Нельзя лукавить – ни в цвете, ни в линии. Цвет и линия не должны соответствовать чьим-то представлениям. Если вы чувствуете, что вопреки законам логики вам в этой картине, вот в этом месте, надо поставить желтое пятнышко, ставьте.  А то, что называют реализмом, – это очень спорный термин, потому что реально все».

Первая персональная выставка Эдмонда Петросяна прошла в 2014 году в московской галерее «Арт-Наив». Через год — еще одна, «Средь гор», в Музее наивного искусства.  В 2017 году — выставка «Душевные смуты» в галерее «Нагорная». Некоторые работы были приобретены коломенским Музеем органической культуры и московским Музеем русского лубка и наивного искусства.

В 2019 году вышел справочник, представляющий художников-примитивистов из разных стран мира, где Эдмонду Петросяну отведено значимое место.