Красавицы и воины. Тиканобу

29.05.2024 — 18.08.2024
Главное здание на Никитском бульваре
29.05.2024 — 18.08.2024
6+

Министерство культуры РФ
Государственный музей Востока
Куратор выставки: Ольга Чернова

Государственный музей Востока впервые обращается к творчеству Тоёхара (Ёсю) Тиканобу (1838-1912), одного из признанных мастеров японской гравюры эпохи Мэйдзи. Исторический слом пришёлся ровно на середину жизни художника. Выходец из самурайской семьи, Хасимото Наоёси в юности начал учиться у мастеров гравюры укиё-э, но со смертью отца вынужден был отдать свой вассальный долг. После участия в войне Босин, самурай вернулся в обновлённую страну и начал зарабатывать на жизнь как художник, взяв творческое имя Ёсю Тиканобу.

Наряду с сериями полиптихов из частного собрания «Внутренние покои дворца Тиёда», «Внешние владения замка Тиёда» и гравюр серии «Зеркало эпох», созданных в 1894-1898 годах, на выставке «Красавицы и воины» представлены ранние работы художника и ксилографические листы разных лет из коллекции музея. Большая часть гравюр выставляется и публикуется в России впервые.

В период Эдо (1603-1868) по требованиям безопасности можно было изображать только внешний вид замка Тиёда, резиденции военных правителей страны, а жизнь внутри огромного военного укрепления оставалась для простых горожан загадкой. Только во второй половине периода Мэйдзи, когда власти Японии обратились к историческим корням, стало возможным изображать быт обитателей замка, а также церемонии и традиции, соблюдавшиеся в Тиёда.

«В период активной вестернизации страны после падения сёгуната и Реставрации Мэйдзи изображения красавиц в аутентичных нарядах и с традиционными причёсками, сцен жизни обитателей уже несуществующего дворца замка Тиёда в Эдо, традиционных светских и религиозных празднеств и дворцовых церемоний вызывали у современников художника ностальгические воспоминания о старой самурайской Японии. С интересом восприняли экзотические гравюры и в Европе, где в тот период на укиё-э был настоящий бум», – объясняет куратор выставки Ольга Чернова.

К выставке коллекционер Александра Иванова и Родион Жирнов – знаток японской гравюры и автор монографий о художниках укиё-э – подготовили альбом-каталог.

«Коллекция полиптихов Тиканобу составлялась в течение семнадцати лет, и когда серии были практически полностью собраны, захотелось разобраться в сюжетах и деталях гравюр. В результате получился своеобразный путеводитель по японским традициям, календарным праздникам, одежде, причёскам, бытовым и ритуальным предметам, оружию, домашним и спортивным играм», – рассказала Александра Иванова.

Сюжеты триптихов рассказывают, например, о том, какие виды стрельбы из лука практиковали самураи; кого угощали в первый̆ день Нового года горячим сакэ и каков был рецепт приготовления этого напитка; что изображено на ракетках дам, играющих в волан в пятый день нового года; чем игра в мяч японских аристократов отличалась от европейского футбола; для чего и как ловили светлячков; каким образом охотились на журавля; когда появились традиционные японские причёски с длинными шпильками кандзаси; почему сладкие лакомства стали для самураев желанной наградой за службу и многое другое.

Погрузиться в жизнь японских красавиц и воинов можно с 29 мая до 18 августа 2024 г.

Ёсю (Тоёхара) Тиканобу «Конное шествие»  из серии «Внешние владения замка Тиёда»,  1897.
Бумага, цветная ксилография. 
Из коллекции А. Ивановой

Ёсю (Тоёхара) Тиканобу «Конное шествие» из серии «Внешние владения замка Тиёда», 1897. Бумага, цветная ксилография. Из коллекции А. Ивановой

Ёсю Тиканобу «Эвакуация» из серии «Внутренние покои дворца Тиёда», 1895. 
Бумага, цветная ксилография, тиснение. 
Из коллекции А. Ивановой

Ёсю Тиканобу «Эвакуация» из серии «Внутренние покои дворца Тиёда», 1895. Бумага, цветная ксилография, тиснение. Из коллекции А. Ивановой

Кимоно фурисодэ Нач. XX в. 
Шелк, золотные нити, Государственный музей Востока

Кимоно фурисодэ Нач. XX в. Шелк, золотные нити, Государственный музей Востока

Красавица с собачкой (окимоно) XIX в. 
Слоновая кость, Государственный музей Востока

Красавица с собачкой (окимоно) XIX в. Слоновая кость, Государственный музей Востока