Неделя Центральной Азии в рамках проекта #ВостокДома

Дата публикации 08.05.2020

11 мая в рамках проекта #ВостокДома в музее стартует Неделя Центральной Азии. Узнать о самых знаковых предметах экспозиции залов Тибета, Монголии и Бурятии, послушать сказки, посмотреть познавательные онлайн-лекции, зрители смогут, подключившись к социальным сетям музея.

Начиная с понедельника сотрудники музея Востока будут рассказывать о ключевых экспонатах залов Центральной Азии.  На странице музея в Instagram зрители смогут взглянуть на знаменитые тибетские иконы-тхангка, увидят знаменитую маску, используемую во время Мистерии Цам, а также узнают для чего использовался молитвенный барабан.

Каждый будний день в 16.00 часов в эфире VKLive на странице лектория: vk.com/lektoriygmv сотрудники музея читают сказки, мифы и легенды для юных зрителей. С древних времен Центральная Азия ассоциировалась с населяющими этот регион кочевыми народами. Большая часть жизни кочевников проходила в дороге, поэтому конь всегда был верным другом и спутником героев сказок и легенд. Юные слушатели смогут перенестись в старые времена, в традиционное жилище кочевников - юрту. Обычно сказочник восседал в юрте у северной стороны, предназначенной для уважаемых гостей, возле него, присев на корточки, усаживались дети, чтобы запомнить каждое слово и ничего не упустить. Эти сказки полны историй о героях, магических и волшебных предметах и удивительных чудовищах.

В четверг 14 мая в 19.00 на странице музея в Youtube состоится онлайн-лекция «Тибетская сакральная живопись». Когда говорят о  живописи Тибета, то имеют ввиду живописные свитки – так называемые иконы-тхангка. Их роль в жизни тибетцев, да и всех последователей буддизма ваджраяны была велика. Для простых мирян это были образы защитников во всех житейских делах. Для начинающего буддиста образ на иконе задает правильное направление пути духовного совершенствования, а для посвященных практиков высокого уровня – это возможность уже в этой жизни достичь просветления. Создание иконы-тхангка – процесс сложный, состав красок включает множество компонентов, в том числе драгоценные камни и металлы. Несмотря на то, что буддийское искусство изначально подчинялось строгому изобразительному канону и по большей части анонимно, художники-буддисты всегда привносили в живописное полотно свое видение мира. Тибетское сакральное искусство прошло долгий путь развития, заимствуя на первых этапах художественные приемы и канон пропорций у индийских и непальских мастеров. Начиная с X–XI вв. в Тибете формируются собственные школы живописи, появляются новые стилистические направления, значительно пополняется галерея священных образов, сюжетов, композиций, наконец, возникает новое философское осмысление сакрального изображения.  Лектор: старший научный сотрудник Музея Востока Нонна Альфонсо.

В субботу 16 мая в 15.00 на странице музея в Youtube состоится онлайн-лекция «Красавицы в мире кочевников». Первые сведения о роли женщины в кочевом обществе и первые изображения монгольских красавиц появляются лишь в XIII в., когда в результате объединения монгольских племен под предводительством Чингисхана было создано мощное единое государство – Монгольская империя. По описаниям западных путешественников, побывавших в ставках Великих ханов, внешний облик монголок был далек от европейских идеалов красоты. Древнемонгольские эпические произведения также главным образом воспевают душевные качества женщины-матери, женщины-подруги и соратницы. Однако разбор особенностей монгольского костюма и украшений позволяет выявить мифологические истоки и воссоздать древние представления о красоте монгольской женщины, о ее месте и роли в мире кочевников. Во время лекции будут продемонстрированы картины монгольских художников ХХ в., выполненных в стиле монгол зураг и реалистичной манере, из собрания Музея Востока, на которых представлены самые разные образы женщин Монголии.  Лектор: старший научный сотрудник Музея Востока, Нонна Альфонсо.

На официальном сайте музея в рубрике «Виртуальная выставка одного экспоната» будет показана уникальная тибетская скульптура XVIII века.

На портале Bookmate для предстоящей недели собрана книжная полка, посвященная самым важным книгам, связанным с Центральной Азией. На книжной полке представлены – удивительная история жизни известного тибетского йогина Миларепы (XI – XII вв.) и его собственные поэтические произведения. В книге другого автора XII в. Абхаядатты собраны самые увлекательные и поразительные жизнеописания 54 буддийских магов-тантриков. А. Прензель расскажет о наиболее известных женщинах в тибетском буддизме. Также вы сможете познакомиться с героями древнего тибетского и монгольского эпоса; узнать малоизвестные факты истории региона, постичь основы философии буддизма и проникнуть в тайну тибетской «Книги мертвых». Очерки отечественных и зарубежных путешественников и ученых-этнографов позволят погрузиться в прекрасный и загадочный мир кочевников Центральной Азии.

Для того, чтобы лучше узнать культуру Центральной Азии, на платформе Яндекс.Музыка мы подготовили для вас плейлист. 

Открывают подборку мелодичные звуки инструмента ятга, родственному китайской цитре гучжэн и японской кото. Но, конечно, «визитной карточкой» региона являются другие, например, морин-хуур – смычковый инструмент, головка безладового грифа которого обычно выполняется в виде головы лошади. Он может звучать соло, а может служить аккомпанементом к традиционному горловому пению. Это особая певческая техника, распространённая в основном среди народов Сибири и Монголии: исполнитель поёт основной тон и один или несколько обертонов к нему.

Тибетская часть подборки начинается со звуков духовых инструментов ганлин и дунчен, которые используют во время буддийских церемоний. Дунчен – это телескопическая труба, размер которой может достигать нескольких метров. В тибетской культуре есть и своя уникальная техника обертонного пения; вы услышите запись из  монастыря Гьюто, одного из двух главных центров этого искусства. Важное место в певческих практиках региона занимает рецитация мантр, сакральных звуков. Мы включили сюда столь актуальную сейчас мантру Будды Медицины в исполнении певицы Юнчен Лхамо, записанную совместно с пианистом Антоном Батаговым. Завершает подборку «монлам», посвящение заслуг благу всех живых существ, и медитативное звучание тибетских «поющих чаш».