Мария Филатова: «Восток вокруг нас»

Дата публикации 04.12.2023
Павильон №13

До 12 апреля в филиале Музея Востока на ВДНХ проходит выставка «Россия. Ближе к Востоку». Ее куратор Мария Филатова рассказала о концепции экспозиции и о том, как она создавалась.

— Насколько сложно было объединить два востока – ментальный и географический?

— Это мой первый кураторский опыт работы с такой уникальной выставкой, когда в одном экспозиционном пространстве пришлось объединять диаметрально противоположные регионы.

Для жителей средней полосы России географический восток – это Дальний Восток, Якутия, Чукотка, Тыва, Бурятия. Но говоря о восточном менталитете, культуре, кулинарии и так далее, мы имеем в виду совсем другой, ментальный восток, фактически расположенный на юго-западе и представленный на выставке северокавказскими регионами: Адыгеей и Дагестаном.

Отвечая на ваш вопрос: чтобы решить поставленную задачу, мы подчинили экспозицию определенному сценарию. В центре расположены работы, тематически связанные с востоком географическим: живопись и графика московских художников Тамары Старженецкой и Мая Митурича, запечатлевших Алтай, Камчатку, Курилы, Сахалин; косторезное искусство мастеров Якутии и Чукотки; мелкая пластика тувинских камнерезов; керамика, резьба по дереву, каменная мозаика, живопись художников из Бурятии. По периметру экспозиции зритель увидит множество произведений художников Северного Кавказа – живопись, графика, несколько предметов декоративно-прикладного искусства. И все они не спорят друг с другом, а вступают в определенный диалог.

Стенд под нашим масштабным баннером с названием выставки стал объединяющим. Здесь мы поместили живописное полотно адыгского художника Феликса Петуваша «Полет над тернами» в окружении скульптурных композиций бурятов – Даши Намдакова «Старый воин» и Сэрэнжаба Балдано «Поэт Дондек Уязытуев». Интересно, что зритель не сразу определяет географию живописной работы Феликса Петуваша. Северокавказский пейзаж оказывается немного похож на дальневосточный – те же леса, бескрайние просторы…

Важно понимать, что культурное своеобразие, особенности искусства того или иного региона напрямую связаны с природой, которая окружает человека. Это первичный компонент, влияющий на многие стороны жизни, формирующий менталитет. И, конечно, окружающая природа влияет на обладателей тонкой душевной организацией – художников, авторов произведений. Именно поэтому мы добавили в нашу экспозицию фотографии: фантастической красоты пейзажи и портреты жителей Северного Кавказа и Дальнего Востока.

— По каким критериям велся отбор работ?

— Название выставки очень точно передает ее концепцию. Подбирали экспонаты мы вместе с научными сотрудниками нашего музея, хранитеями, специалистами по каждому региону. Из большого списка мы отобрали разнообразный визуальный ряд, который представили зрителям и который ярко отражает идею проекта.

Еще один критерий — время создания произведений. Отбор прошло все, что создано в период с последней четверти XX века и вплоть до нашего времени. Таким образом, мы показываем современный период развития искусства. Экспонаты принадлежат коллекции Музея Востока в Москве и его северокавказскому филиалу в Майкопе. Это замечательный повод показать нашим зрителям в том числе предметы, которые находятся в запасниках, редко демонстрируются на выставках. Большая подборка произведений художников из Майкопа также интересна московским зрителям.

— Каждую неделю в музее проходят лекции, которые глубже погружают в искусство представленных регионов. А если не удастся на них попасть, как можно подготовиться к походу на выставку?

— Специально к выставке мы подготовили буклет, он уже в продаже. Это небольшое, но очень полезное и красивое издание, проиллюстрированное фотографиями предметов из экспозиции. В буклете описана концепция проекта, рассказано о некоторых экспонатах и об их авторах, о сюжетах произведений и специфике материалов предметов декоративно-прикладного искусства.

— Мария, а вы сами были в регионах, которые представлены на выставке?

— Я много раз бывала в разных республиках Северного Кавказа, знакома со многими современными художниками. Что касается Дальнего Востока – мне повезло видеть только зимний Байкал и немного пообщаться с бурятами. Правда, Байкал территориально относится не к Дальнему Востоку, а к Сибири. Путешествие по регионам Дальнего Востока – моя мечта, которая, надеюсь, реализуется. Уверена, что после посещения нашей выставки, многие зрители всерьез задумаются о путешествиях на Восток – и ментальный, и географический.