«Горы – воды» (шань-шуй) - наиболее распространенный жанр китайской пейзажной живописи с изображением гор и воды − сакральных элементов, символизирующих мужское (ян) и женское (инь) начала. Работая над картинами шань-шуй, китайские художники стремятся передать не внешнее сходство, а настроение, лирическое переживание, возникающее от общения с природой. Поэтому здесь нет привычных нам пропорций, объемов, форм, перспективы. Традиционная китайская живопись − это в основном монохром, линейный способ создания рисунка и лаконичность.
Почитать об истории китайской живописи, понять ее философско-эстетические основы, разобраться в стилях, жанрах и технических терминах помогут средневековые трактаты «Записки о живописи: что я видел, что я слышал» Го Жо-сюя и «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», а также книги «Горы - воды. Китайская пейзажная живопись», «Эстетические проблемы живописи старого Китая» Е. Завадской, «Академия живописи в Китае в X – XII вв.» Т. Постреловой, «Китайская пейзажная живопись» Н. Виноградовой. Познакомиться с коллекцией китайской живописи, которая хранится в Музее Востока, историей ее формирования, принципами атрибуции и определения подлинности поможет иллюстрированный каталог коллекции «Классическая живопись Китая в собрании Государственного музея Востока» В. Сычёва. Для посетителей выставки, знающих китайский язык, будет интересно почитать «Исследование истории китайской живописи "горы-воды"» Ёнэдзава на китайском языке (с дарственной надписью автора).
С образцами живописи гохуа и, в частности, направления «горы-воды» познакомят многочисленные альбомы репродукций, например, «Гохуа. Современная китайская живопись», «Сборник современной живописи го-хуа», «Горы и воды» Ван Цзяня, «Живопись жанра "горы-воды" периода Сун и Юань», «Сборник живописи на веерах "Шань шуй"».
Все издания доступны в читальном зале Научной библиотеки Музея Востока.