Китайская ширма XIX в. поступила в Музей Востока из усадьбы Остафьево в 1931 году. Произведение искусства из коллекции князей Вяземских выполнено в редкой технике из мрамора, расписанного минеральными красками. Ширму хотели представить публике на выставке «Дальний Восток князей Вяземских» в музее-заповеднике «Остафьево» в прошлом году. Однако оказалось, что экспонат нуждается в реставрации.
Ширму передали в руки опытного реставратора музея Востока Дмитрия Рыбакова: «Ширма имела потертости, значительные поверхностные загрязнения – следы мастиковки, краски, мушиные засиды, пятна, пылевое загрязнение. Две мраморные вставки оказались разбиты – одна на две части, другая на четыре. Утрачены две маленькие перламутровые вставки на двух створках, вместе с ними утрачены и четыре костяные детали, которые были на вставках», - описывает реставратор масштабы работы.
Чтобы ликвидировать или хотя бы свести к минимуму недостатки, реставратору потребовался почти год кропотливой работы, поэтому на выставку ширма так и не попала.
Сложности начались уже на этапе полного разбора ширмы – ржавые шурупы поддавались неохотно. Разбитый мрамор нужно было вытащить, не повредив раму. Для удаления загрязнений реставратор долго подбирал растворитель.
В конечном итоге разбитые мраморные створки были склеены, а сколы материала в местах разломов восполнены. Также Дмитрий Рыбаков сделал тонировки в местах утрат красочного слоя.
«В процессе обнаружилось, что верхняя пластина на шестой створке из-за ранней некачественной реставрации находилась «вверх ногами», да еще и не той стороной. Я ее установил в правильное положение по аналогии с другими створками», - делится курьезным случаем мастер.
Также Дмитрий Вадимович восстановил утраченные декоративные элементы из кости и перламутра на двух створках. По его словам, костяные детали были выточены на токарном станке, а перламутровые вставки вырезаны из раковин с подходящими визуальными характеристиками. Чтобы восстановить иероглиф, пришлось консультироваться со знатоком языка.
Ширма восьмистворчатая, расписана с обеих сторон. «Многим в старом Китае была понятна атрибутика композиций, раскрывающих различные аспекты «досуга ученых» или «кабинета ученого» с изображением стопок с кистями, свитков, книг, шахмат, музыкальных инструментов, сосудов для воды, больших бронзовых или керамических сосудов», - рассказывает главный научный сотрудник отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Лариса Кузьменко.
Как предполагают специалисты по китайскому искусству Музея Востока, на оборотной стороне ширмы в многофигурных сценах представлены сюжеты с военными сценами из китайского классического романа Ло Гуанчжуна (XIV в.) «Троецарствие», а на одной из створок, скорее всего, изображена иллюстрация к роману «Хунлоумэн» («Сон в Красном тереме»), написанным Цао Сюэцинем в XVIII в.
По словам Ларисы Кузьменко, ширма предназначалась для оформления богатых интерьеров, при этом несла глубокий благопожелательный смысл. А в наше время она представляет собой прекрасный образец декоративного искусства Китая.