Музей Востока принял участие в юбилейной выставке Николая Рериха в Эрмитаже

Дата публикации 20.11.2024

20 ноября 2024 г. в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Твердыня пламенная».  Она завершает череду юбилейных выставок, посвященных 150-летию русского художника, философа, путешественника и просветителя. Зрители увидят более 500 экспонатов. Из них – 45 картин и 22 предмета декоративно-прикладного искусства из коллекции семьи предоставил Музей Востока, обладающий одним из самых значительных собраний живописи, графики, документов и личных вещей знаменитой семьи.

«Название выставки повторяет заголовок одного из известных сборников публицистики Николая Константиновича – «Твердыня пламенная». Книга впервые была издана в 1933 году, за несколько лет до подписания Пакта Рериха – первого в истории договора об охране исторических памятников, художественных и научных учреждений. В документе нашли отражение размышления Николая Константиновича о защите культурных и духовных ценностей, объединённых идеей – «Мир через Культуру». Одна из главных задач выставки – представить зрителю наследие знаменитого художника и мыслителя через связь с этой ведущей идеей его деятельности», – сообщают в пресс-службе культурного учреждения.

Как рассказали в Эрмитаже, выставка охватывает творчество Николая Рериха с 1890-х годов, времени его обучения в Императорской Академии художеств, до 1940-х годов.

Начало пути Рериха как художника показано в первом зале и связано с изображениями «седой старины» – сюжетов из древней жизни, которые привлекали его своей красотой.   

В следующем зале открывается мир Востока, играющий ключевую роль в творчестве Николая Константиновича. Зрителей встречают религиозные и философские книги, утончённые образцы буддийской иконы и пластики, памятники письменной культуры Востока. Особого внимания заслуживают гималайские этюды, созданные художником во время его Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов. Они свидетельствуют о духовных поисках Николая Рериха, выражают его стремление понять и передать красоту природы и культуру народов, населяющих эти места.

Через два священных для Рериха пространства – Россию и Восток – повествование выставки переходит к размышлениям о будущем в третьем зале. Здесь показаны образы, предупреждающие о неотвратимости наказания, как в картине «Армагеддон», и одновременно произведения, дающие надежду на помощь и заступничество – «Вестник», «Отшельник», «Василиса Премудрая» из собрания Музея Востока.

Многие работы, представленные в этой части экспозиционного пространства, были написаны во время Первой мировой и Великой Отечественной войны. Именно в этот период для Рериха как никогда стало важным дело сохранения культурных ценностей. Высшей точкой развития концепции «Мир через Культуру» стал Пакт Рериха, первый в истории договор о защите культурного достояния. Некоторые материалы, связанные с историей создания этого документа, также представлены на выставке.

Посетить экспозицию можно до 2 марта 2025 года по входному билету в Главный штаб.

Фото: Станислав Марченко, пресс-служба Государственного Эрмитажа

Фото: Станислав Марченко, пресс-служба Государственного Эрмитажа

Станислав Марченко

Станислав Марченко

Станислав Марченко

Станислав Марченко

Станислав Марченко

Станислав Марченко